Главная / Статьи / Танк-паровозы серий ТТ, ТЪ, ТЬ и 94

Танк-паровозы серий ТТ, ТЪ, ТЬ и 94

Из танк-паровозов, ранее работавших на немецких железных дорогах и поступивших в Советский Союз во время войны 1941 — 1945 гг., следует отметить переделанные на колею 1524мм локомотивы типа 1-3-0 серии ТТ, 0-4-0 серии Тб, 1-4-1 серии ТЪ и 0-5-0 серии 94. Из них первыми на советские железные дороги еще зимой 1942/43 г. поступили паровозы серий ТЬ, ТЪ и 94. Паровозы серии ТТ, имевшие на немецких дорогах обозначение серии 91, а еще ранее Т95, строились заводом Унион с 1893 по 1918 г. Первоначально они имели парораспределительный механизм Аллана, расположенный снаружи колесных пар, а затем с 1900 г. изготовлялись с механизмом Вальсхарта. На рис. 8.51 и 8.52 показан один из паровозов бывшей серии 913~'8(№ 303-1805). Паровозы имели листовые рамы толщиной 2 5 мм, плоские золотники, пневматические тормоза; запас воды составлял 7 м3, угля — 2 т. Локомотивы были спроектированы для обслуживания небольших поездов на второстепенных линиях. Основные размеры у данных локомотивов не отличались от размеров паровозов серии ТКи3 железных дорог Западной Белоруссии и Западной Украины. На железные дороги Советского Союза поступили также паровозы с номерами из интервала 001 —115 бывшей серии 910 — но уже с переделанным на систему Вальсхарта парораспределением.

Паровозы серии Тб, ранее обозначавшиеся серией 92, были построены для обслуживания грузовых поездов на соединительных линиях и производства маневровой работы на станциях, а также для эксплуатации на подъездных путях рудников.

На немецких железных дорогах их было более десяти разновидностей (групп).Паровоз относился к серии 92s-(бывш. серии 113), такие локомотивы строил с 1910 г. завод Унион.Один из паровозов серии 9220 (бывш. серии R4./4), которые с 1 924 г. выпускал завод Краусс в Мюнхене. У паровозов серии 9220 с № 2041 по сравнению с паровозами серии 925*~0 изменились некоторые основные размеры, запасы воды (с 7 до 9 м3) и угля (с 2,5 до 2,2 т).

Паровозы серии Тб, которые ранее имели обозначение серии Т14, а затем 930—4, строились заводом Унион с 1914 г. В 1918 г. после внесения в конструкцию небольших изменений завод начал изготовлять паровозы серии Т1 4' (93s~'2), выпуск которых продолжался до 1924 г. У этих паровозов были увеличены запасы воды (с 11 до 14 м3) и угля (с 4 до 4,5 т).

Паровозы типа 1-4-1 серии 93 предназначались для замены в поездной работе паровозов типа 0-4-0 серии 92. Для повышения экономичности на паровозах серии 93 был установлен пароперегреватель. Чтобы паровоз лучше вписывался в кривые радиусом 140 м при отсутствии боковых разбегов у движущих осей, вторая и третья движущие колесные пары имели подрезанные на 15 мм гребни, а бегунковая и поддерживающая оси (типа Адамса) — боковые разбеги до 80 мм в каждую сторону. Кроме водяных баков по обеим сторонам котла, над передней бегунко-вой осью был поставлен малый водяной бак, а над первыми двумя движущими осями между рамными листами размещался большой водяной бак.

Часть паровозов типа 1-4-1, еще имевших обозначение серии Т14, после войны 1914 — 1918 гг. попала на дороги Польши, где получила обозначение серии ТК,1 .

Грузовых паровозов серии 94 на железных дорогах Германии было семь разновидностей, отличавшихся между собой не только конструкцией ряда узлов, но и основными размерами котла, машины, весовыми показателями и значениями максимальной скорости. Паровоз серии 94s —17 (бывш. серии Т1 б1); такие паровозы, начиная с 1913 г., изготовлял завод Шварцкопф. Всего было построено более тысячи локомотивов. Паровозы имели водяные баки общим объемом 8 м5 и бункера для 3 т угля.

До перехода на выпуск паровозов серии Т16' завод изготовлял с 1905 г. паровозы серии Т16 (942—4), имевшие меньшие площадь колосниковой решетки и поверхность нагрева пароперегревателя, а меньший вес. Эти паровозы на дорогах западных областей Белоруссии и Украины обозначались серией ТКе1 .

Паровозы серий ТТ, ТЬ, ТЪ и 94 на железных дорогах Советского Союза использовались на маневровой работе и на подъездных путях промышленных предприятий. В частности, паровозы серии 945 —17 работали на маневрах на станции Москва-Пассажирская-Курская, заменив паровозы серии Тн  паровозы отапливались на этой станции мазутом.



 

Классификация моделей паровозов по странам