Главная / Статьи / Газогенераторный тепловоз серии ТЭ4

Газогенераторный тепловоз серии ТЭ4

В конце 1952 г. Харьковский завод транспортного машиностроения построил тепловоз ТЭ4-001  с газогенераторной секцией, называвшейся в то время тендером. Головные секции с дизель-генераторными установками незначительно отличались от секций тепловоза серии ТЭ2. Газогенераторная секция была выполнена в виде вагона на двух двухосных тележках, отличавшихся от тележек тепловозов серии ТЭ2 отсутствием деталей, необходимых для подвешивания тяговых электродвигателей; диаметр колес остался 1 050 мм. Длина газогенераторной секции по буферам была 12 475 мм, расстояние между осями пят составляло 7300 мм. В кузове этой секции было размещено оборудование для получения газа из антрацита марки AM и воды. Сам газогенератор с шахтой, имевшей внутренний диаметр 1750 мм, был рассчитан на получение в час 280 — 300 кг газа с 1 мг колосниковой решетки и максимальный расход антрацита 650 кг/ч. Колосниковая решетка газогенератора была выполнена вращающейся с центральным подводом паровоздушнойсмеси. На этой секции были установлены также системы фильтров, газоохладителей и размещались запасы угля (6,5 т), жидкого топлива (4 т), воды (3,5 м3) и песка (0,56 м3).

На тепловозе ТЭ4-001 были установлены дизели Д55, имевшие конструктивные отличия от дизелей Д50, связанные с работой на смеси газового и жидкого топлива. Турбовоздуходувка дизеля типа Д55 имела две ступени: после первой сту пени ч асть воздуха поступала в качестве наддувочного в цилиндры, а часть дополнительно сжим ал ась во второй ступени и направлялась в шахту газогенератора для газификации. Крышки цилиндров были рассчитаны на раздельную подачу в полости цилиндров газами воздуха; несколько изменены были механизм газораспределения и регулятор частоты вращения вала дизеля.

Общая длина трехсекционного тепловоза по осям автосцепок составляла 36 370 мм; его служебная масса при полной экипировке была 250 т, из которых 170 т — сцепная и 80 т — масса газогенераторной секции.

 

Классификация моделей паровозов по странам