Главная / Статьи / Паровозы конструкции Коломенского завода

Паровозы конструкции Коломенского завода

Используя опыт постройки паровозов заводов Шнейдер и Шварцкопф, а также опыт создания на их базе своих локомотивов соответственно типов 7  и 12 , Коломенский завод спроектировал паровоз собственной конструкции типа 13. В нем были воплощены лучшие по тому времени идеи русских паровозостроителей. Такие локомотивы, как и паровозы конструкции завода Бор-зиг, выпускавшиеся отечественными заводами, являлись локомотивами "правительственного заказа" Департамента железных дорог. Они получили широкое распространение в России и в нескольких незначительно отличавшихся друг от друга вариантах строились вплоть до начала двадцатого столетия . Их можно считать предшественниками товарных паровозов "правительственного запаса" или приравненных к ним серий Чк, ЧЛ О всех индексов, Щ и Э .

На паровозах типа 13 Коломенского завода применялись: котел, соединенный с медной топкой при помощи распорных и вертикальных (анкерных) болтов и имевший 168 дымогарных труб диаметром 46/51 мм, паропроводные и пароотводные медные трубы, два инжектора Фридмана с всасывающими и нагнетательными медными трубами, винтовой механизм перемены хода, чугунные цилиндры, кованые поршни с латунными кольцами и стержнями из литой стали, кованыеоси и колеса, стальные бандажи и кривошипы. Регулятор с опережающим золотником был помещен в паровой колпак и двигался в вертикальной плоскости. Рессорное подвешивание было таким же, как у паровозов конструкции завода Шнейдер и английских заводов, т. е. со сбалансированными рессорами передней и средней осей. Большинство паровозов типа 13 Коломенского завода отапливалось углем, оставшаяся часть — дровами. Как и паровозы конструкции завода Шварцкопф, паро-врзы типа 13 Коломенского завода имели парораспределительный механизм Аллана с внутри-рамным расположением кулисы.

Первые паровозы типа 13 серии Кт № 55 — 62 Коломенский завод изготовил в 1875 г. для Фас-товской железной дороги. В 1877 г. аналогичные локомотивы серии С № 1 — 12 завод построил для военного запаса Юго-Западных железных дорог. Впоследствии паровозы Фастовской железной дороги на Юго-Западных дорогах также получили обозначение серии С и номера 24 — 31.

Одновременно паровозы типа 13 серии Бс Коломенский завод выпускал для Харьково-Николаевской дороги в 1875 г. (№ 139— 143), 1876 г. (№ 144 — 149) и 1877 г. (№ 150 — 1 59). В 1896 г. паровозы № 139, 142, 146 — 148, 1 52,1 53, 1 55, 156, 159 были переданы на строившуюся в 1893 — 1897 гг. Уссурийскую железную дорогу (линия Хабаровск — Владивосток), где получили обозначение серии Д и номера 61 — 70. В 1900 — 1903 гг. указанная дорога входила в состав Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Паровозы серии Бс № 140, 143, 149, 150, 158 с 1897 г. начали эксплуатироваться на Средне-Сибирской дороге, где у них сохранились прежние обозначения серии и номера. На Уссурийской и Сибирской дорогах паровозы оборудовались тормозами системы Вестингауза, а на последней еще и парораспределительным механизмом Стефен-сона с наружным (по отношению к раме локомотива) расположением кулисы.

Паровозы типа 13 серии ТК для Либаво-Ро-менской железной дороги Коломенский завод изготавливал в 1877 г. (№ 501 — 508) и 1878 г. (№o 509, 510). Вначале, как и многие другие паровозы Либаво-Роменской дороги, они имели большую конусообразную дымовую трубу и отапливались дровами и только к 1910 г. были переведены на отопление углем.

В 1878 г. паровозы типа 13 № 173 — 185 завод построил для Привислинской железной дороги. Затем на Привислинских дорогах они получили обозначен ие серии KT  и номера 319 — 331.

В 1878 — 1880 гг паровозы типа 1 3 Коломенский завод изготавл 4вал также для запаса Департамента железных дорог. Из него в 1881 — 1885 гг. паровозь: выпуска 1880 г. были переданы на Ряжско-Вяземскую железную дорогу. Впоследствии уже на Сызрано-В язем ской дороге они получили обозначение серии Cg и номера 230 — 234. Остальные паровозы типа 13 этого запаса (рис. 1.77) были направлены на Сызрано-Моршан-скуюжел езную дорогу. В дальнейшемна Сызрано-Вяземской дороге им присвоили обозначение серии Са и номера 200 — 210 (выпуск 1878 — 1879 гг.), 211 — 227(выпуск 1880 г.). В 1912г. все упомянутые паровозы Сызрано-Вяземской дороги получили обозначение серии Тк и номера в интервале 900 — 933.

Всего за период 1875 — 1880 гг. Коломенский завод построил 97 паровозов типа 13.



 

Классификация моделей паровозов по странам