Главная / Статьи / Паровозы конструкции Невского завода

Паровозы конструкции Невского завода

Одновременно с созданием Коломенским заводом своего наиболее удачного паровоза типа 0-3-0 (заводской тип 13) Невский завод силами инженеров Данилевского иЯсюковича разработал свою лучшую конструкцию паровоза такого же типа. Эти локомотивы Невского завода получили у машинистов ласкательное прозвище "Русак" или "Русачок", потому что Невский завод в то время назывался "Русское общество механических и горных заводов". Паровозы Невского и Коломенского заводов имели много общего, в частности аналогичные схемы рессорного подвешивания, один и тот же диаметр колес, одинаковую конструкцию винтового мехамиз а перемены хода, схожие медные топки с, едны ли анкерными связями и т. д.

В отличие от паровозов типа 1 3 Коломенского завода на паровозах Невского завода применялись: парораспределительный механизм Стефенсона с внутрирамным расположением кулисы вместо механизма Аллана; оси колесных пар с шейками большего диаметра(180 вместо 178 мм); более толстые бандажи (55 мм вместо 51 мм) и листы боковин рамы (29 мм вместо 28 мм); горизонтальный вместо вертикального паровпускной регулятор, располагавшийся в колпаке сухопарника и имевший два опережающих золотника, двигавшихся в горизонтальной плоскости. Подавляющее большинство таких паровозов Невского завода имело котлы со 175 дымогарными трубами длиной 4228 мм и диаметром 46/51 мм; два инжектора Фридмана №e 9 и 7; гладкий сухопарник, в котором помещался предохранительный клапан.

Отдельные конструктивные элементы котла, ходовых частей и рессорного подвешивания этих локомотивов были выполнены по образцу танк-паровозов серии Д Рыбинско-Бологовской дороги, построенных в 1870 г. заводом Шарп — Стюарт.

Первый контракт на строительство указанных локомотивов Невский завод заключил с Департаментом железных дорог 23 июня 1874 г. Впоследствии он был несколько изменен в связи с улучшением заводом конструкции крепления цилиндров, золотника, а также применением котельных листов различной толщины, что приводило к различным диаметрам котлов. Локомотивы самого раннего выпуска имели котлы диаметром 1308 мм.

Первоначально паровозы описанной конструкции серии Г6 Невский завод выпускал дляБал-тийской дороги в 1875 г. (№e 166 — 182) и 1876 г. (№e 183 — 188). В1897 — 1900гг. паровозы №e 167 — 1 69,1 73,1 75,1 82— 184 были переданы на Пермскую железную дорогу, где их перевели с угольного на дровяное отопление.

Незначительно отличавшиеся от них паровозы строились заводом для Московско-Брестской железной дороги в 1876 г. (серия Р № 1 — 10, серия Г №e 59 — 64), 1877 г. (серия Г №e 65 — 111) и 1878 г. (серия Г №e 112 — 119). Отдельные паровозы серии Г® к 1910 г. были оборудованы тормозами системы Вестингауза.

В1 876 г. Невский завод выпустил паровозы для Департамента железных дорог. В1 877 г. они были направлены на Псково-Рижскую железную дорогу, где получили обозначение серии Ж и номера 76 - 80. После образования Балтийско-Псково-Рижской дороги им присвоили номера 219 — 223 при сохранении прежнего обозначения серии. В 1894 — 1895 гг. эти паровозы поступили на Западно-Сибирскую (№ 76 — 78) и Средне-Сибирскую (№ 79,80) железные дороги, на которых получили обозн ачение серии Рж. В 1897 г. паровоз №e 80 был передан на Пермскую, a № 79 — на Среднеазиатскую железные дороги.

Аналогичные паровозы серии Ж № 89 — 94 в 1877 г. были изготовлены для Орлово-Грязской железной дороги, затем на Юго-Восточных железных дорогах эти локомотивы получили номера 213 — 218 при сохранении прежнего обозначения серии.

Почти одновременно с выпуском паровозов, имевших котел диаметром 1308 мм, Невский завод приступил к выпуску паровозов с котлом диаметром 1254 мм. Такие паровозы серии Бр он изготавливал для Харьково-Николаевской железной дороги в 1875 г. (№e 105 — 112) и 1879 г. (№e161 — 192). В 1895 г. паровозы серии 5р № 105, 108,109,112, 162, 164, 166,168 были переданы на Западно-Сибирскую, a №e 106, 107, 110, 111, 165, 174, 176, 178 — на Средне-Сибирскую железные дороги, на которых у них сохранились прежние обозначение серии и номера.

В 1 884—1 885гг.паровозы №e 163,167,175,179, 180, 183, 184, 186—189, 191 были переданы на Ивангородо-Домбровскую железную дорогу, где получили обозначение серии Б и новые номера 1—12 Аналогичные паровозы серии Р № 1 — 61 Невский завод построил в 1878 г. для военного запаса Юго-Западных железных дорог. В основном они отапливались углем. В1893 г. паровозы серии Р №e 6, 17, 24, 25, 35, 39 — 41, 57 были переданы на Западно-Сибирскую дорогу, на которой у них сохранились прежние обозначения и номера. Часть локомотивов этой серии в 1897 г. поступила на Среднеазиатскуюжелезную дорогу, где им присвоили обозначение серии Н, и номера 243 — 256, 267 — 297. Оставшиеся 7 паровозов серии Р продолжали работать на Юго-Западных дорогах до начала XX в. Дальнейшая судьба их не известна.

В1878г. Невский завод изготовил также локомотивы для Либаво-Роменскои и Ряжско-Вязем-ской железных дорог; первые получили обозначение серии ТО и номера 651 — 660, вторые (уже на Сызрано-Вяземской дороге) — обозначение серии Рб и номера 290 — 292.

Построенные заводом в 1878 — 1879 гг. паровозы для запаса Департамента железных дорог в 1882 - 1888 гг. поступали на Полесские железные дороги, где им присвоили обозначение серии Рп и номера 101 — 147. В 1896 г. паровозы № 105 — 107, 109, 111 — 113, 116 — 118, 128, 130, 133,138,139,141,143 — 145,147 были направлены на Забайкальскую дорогу, где получили номера 808 — 827 при сохранении прежнего обозначения серии. Паровозы № 104, 115, 122 — 124, 126, 129, 131, 132, 1 35 — 1 37, 140, 142, 146 в 1897 — 1901 гг. были переданы на Среднеазиатскую (новое обозначение серии Н,„ № 408 — 422), а паровозы № 101 _ 103, 108, 110, 114, 119 — 121, 125, 127,134 в 1899 г. — на Пермскую (без изменения серии и номеров) железные дороги.

Такие же паровозы серии Т, построенные Невским заводом в 1879 г. (№e 250 — 253) и 1880 г. (№e 260 — 274), поступили на Курско-Харьково-Азовскую железную дорогу. В 1879 г. для той же дороги завод выпустил паровозы серии Т № 254 — 259 несколько измененной конструкции с котлом диаметром 1280 мм и 161 дымогарной трубой длиной 4310 мм и диаметром 46/51 мм. Диаметр колес этих локомотивов был увеличен до 1303мм. В1893 — 1896 гг. паровозы были переданы на Екатерининскую железную дорогу, где получили обозначения серии Т и О и номера 391 — 415. В 1896 г. паровозы серии Т №e 391 — 397 были переведены на Средне-Сибирскую дорогу, где им присвоили номера 250,251,255,259, 267, 269, 271 при сохранении обозначения серии. Паровозы серии О № 398 — 400,404,41 2 в том же году без изменения серии и номеров были направлены на Западно-Сибирскую железную дорогу. Оставшиеся на Екатерининской железной дороге паровозы серии О по системе обозначения 1 902 г. получили номера 2001 и выше.

К 1910 г. Сибирская железная дорога стала применять на паровозах серии Т парораспределительный механизм Стефенсона с наружным расположением кулисы.

К строительству паровозов с котлом диаметром 1 282 мм Невский завод приступил в 1879 г. В этом году он изготовил такие паровозы серии А № 1 —6 для Екатеринбурго-Тюменской дороги. В1 893 — 1894 гг. они были переданы на ЗападноСибирскую и Средне-Сибирскую дороги, на которых получили обозначение серии Ра при сохранении номеров.

В 1881 — 1 882 гг. другая часть паровозов, изготовленных в 1879 г. и находившихся в запасе Департамента железных дорог, поступила на недавно построенную Екатерининскую дорогу. Этим паровозам присвоили обозначение серии Г и номера 51 — 70.

В дальнейшем они получили номера 429 — 448, а затем в соответствии с системой обозначения 1902 г. — 2201 — 2220.В 1880 г. аналогичные паровозы серии Д  № 151 — 170 Невский завод выпустил для Закавказской железной дороги. К началу 90-х годов XIX в. они, как и многие другие паровозы этой дороги, были переведены с угольного на нефтяное отопление. Оставшиеся на Закавказской дороге паровозы в 1913 г. получили номера 9700 — 9708.

Паровозы серии Гро с котлом диаметром 1334 мм и дымогарными трубами длиной 4250 мм Невский завод изготавливал для Оренбургской железной дороги в 1876 г. (№ 1 — 38) и 1879 г. (№ 49 — 63). Оставшиеся на Самаро-Златоустовской железной дороге локомотивы этой серии получили номера 919 — 927, 929 — 943,945, 947 — 952 и 963 — 975.

Для Портовой линии Николаевской железной дороги Невский завод выпускал паровозы серии Г в 1878 г. (№ 625, 626) и 1880 г. (№ 627). Они имели котел диаметром 1280 мм. В 1900 г. в соответствии с новой системой обозначения на этой дороге локомотивы получили номера 897 — 899.

Всего за период 1875 — 1880 гг. Невский завод выпустил 393 паровоза рассмотренной конструкции.


 

 

 

 

Классификация моделей паровозов по странам