Главная / Статьи / Паровозы бельгийского производства и дальнейшее развитие их конструкции

Паровозы бельгийского производства и дальнейшее развитие их конструкции

Первые паровозы бельгийского производства, основной особенностью которых было увеличенное (3420 — 3507 мм) расстояние между крайними колесными парами, поступили на железную дорогу Войска Донского. В 1861 г. их построил завод Эврард в Брюсселе. Эти локомотивы, помимо номеров 1 — 4, имели наименования "Казак", "Ермак", "Атаман" и "Грушевский". В дальнейшем на Козлово-Воронеж-ско-Ростовской дороге они получили обозначение серии ЭТ и номера 112 — 115, а на Юго-Зосточных дорогах — номера 296 — 299 при сохранении обозначения серии. В том же году паровоз для указанной дороги изготовил завод Кайль (серия КТ № 70 на Козлово-Воронежско-Ростовской дороге и № 300 на Юго-Восточных дорогах при том же обозначении серии). Паровозы № 1 —4 имели котел диаметром 1432 мм со 187 дымогарными трубами диаметром 46/51 мм, а паровоз завода Кайль — котел диаметром 1254 мм со 1 55 дымогарными трубами длиной 4073 мм и диаметром 46/51 мм.

На паровозах бельгийского производства в большинстве случаев применялись парораспределительный механизм Аллана с внутрирамным расположением кулисы; рессоры задней колесной пары, приподнятые над рессорами других колесных пар, гладкие сухопарник и песочница с небольшими карнизами, а также цилиндрические узкие дымовые трубы. На паровозах Козло-во-Воронежско-Ростовской дороги песочница, как правило, устанавливалась на площадке рядом с котлом. На паровозах серии ЭТ к 1878 г. парораспределительный механизм Аллана был заменен на механизм Вальсхарта (Гейзингера).

В1 869 г. паровозы серии Т для Курско-Харьково-Азовской железной дороги выпустили заводы Леонард в Льеже (№ 111 — 115,128 — 133), Эврард (№ 116 — 123, 125, 127) и Кулье (№e 24, 126, 134, 135). В 1871 г. паровозы №e 113, 119, 122, 125 — 127 были переданы на Козлово-Воронежско-Ростовскую дорогу, на которой получили обозначение серии Б Т. Остальные локомотивы в 1896 г. поступили на Екатерининскую железную дорогу, где им присвоили обозначение серии Ф и номера 457 — 475 (в 1902 г. №a 2301 — 2319). Данные паровозы имели 181 дымогарную трубу диаметром 46/51 мм. В процессе эксплуатации этих паровозов на Екатерининской дороге в их конструкцию вносились отдельные изменения, в частности количество дымогарных труб было уменьшено до 166, а их длина увеличена до 4359 мм при сохранении прежнего диаметра.

В 1870 г. для Козлово-Воронежской железной дороги заводы Кулье, Леонард и Эврард построили паровозы серии БТ номера соответственно 1 — 10,11 —26 и 27 — 46 со 183 дымогарными трубами диаметром 46/51 мм. На Юго-Восточных дорогах паровозы получили номера 116 — 161 при сохранении обозначения серии.

В 1872 г. заводы Леонард, Кулье и Эврард для той же дороги изготовили паровозы серии ББ номера соответственно 92 — 95, 96 — 99, 100 — 106 (№ 342 — 3 53 на Юго-Восточных дорогах). При этом паровозы, переданные в 1871 г. с Кур-ско-Харьково-Азовской железной дороги, на Юго-Восточных дорогах получили номера 162 — 166, кроме паровоза серии Бт №a 113, который в 1879 г. вместе с паровозами серии ББ № 104 — 106 был отправлен на дорогу прежней приписки. В 1897— 1900 гг. паровозы Юго-Восточных железных дорог №a 124, 128, 135, 140, 141, 143, 154,
1 55,1 58,162,163,166,347 в Воронежских дорожных мастерских были переоборудованы в танк-паровозы. При этом масса их в рабочем состоянии увеличилась до 41,6 т. В процессе эксплуатации паровозов серий ББ и БТ на этих дорогах они были переведены с угольного на нефтяное отопление.

В 1873 г. завод Эврард построил аналогичные паровозы серии Бэ №a 59 — 73  для Харь-ково-Николаевской железной дороги. На Южных дорогах они получили номера 2059 — 2073 при сохранении прежнего обозначения серии.

Взяв за основу конструкцию бельгийских паровозов и внеся в нее некоторые изменения, Мальцевский завод создал свой второй варианттоварных паровозов типа 0-3-0. Первые такие паровозы серии В завод выпускал для Владикавказской железной дороги в 1873 г. (№a 101), 1874 г. (№a 1 02— 123) и 1875 г. (№a 124—136). Позже в соответствии с системой обозначения локомотивов 1900 г., принятой на данной дороге, эти паровозы получили номера 3101 — 3136 при сохранении прежнего обозначения серии. На указанных паровозах применялся котел диаметром 1300 СО 176 дымогарными трубами диаметром 46/51 мм. Паровозы №a 3123 — 3125, 3127 — 3133, 3135, 3136 имели трехосные тендеры с увеличенными объемом водяных баков (13,71 м3 вместо 8,16 м3) и массой в порожнем состоянии (19,3 т вместо 18,8 т у обыкновенного трехосного тендера). В 1893 г. паровоз серии В № 101 был оборудован машиной компаунд  с диаметрами цилиндров низкого и высокого давления соответственно 480 и 440 мм. Впоследствии х 1910 г. машина компаунд на этом паровозе была заменена обыкновенной.

В 1873 г. завод Эврард для Владикавказской дороги изготовил паровозы серии Е №s 155 — 160, имевшие хотел диаметром 1283 мм со 171 дымогарной трубой длиной 4205 мм и диаметром 46/51 мм. Песочница и сухопарник у этих лохомотивов были упрощенной формы. Как и у паровозов серии В, паровая машина была оборудована простыми золотниками. В дальнейшем паровозы получили номера 3155 — 3160 при сохранении обозначения серии. К 1910 г. часть этих паровозов была оборудована скоростемерами Бойера и тормозами системы Вестингауза.

В 1876 г. для Боровичской железной дороги Мальцевский завод построил паровозы серии Г №s 1 — 4. Эти локомотивы, представлявшие собой второй вариант паровозов типа 0-3-0 данного завода, имели котел диаметром 1300 мм со 176 дымогарными трубами длиной 4400 мм и диаметром 45/50 мм. Впоследствии на Николаевской дороге они получили обозначение серии Ф и номера 615 — 618, а затем в соответствии с системой обозначения 1900 г., принятой на дороге, — номера 841 — 844. Данные паровозы отапливались дровами.

Подобные описанным выше паровозы выпускал и австрийский завод Зигль. Отличительной чертой паровозов этого завода было расположение рессор всех колесных пар на одном уровне, причем рессоры средней и задней колесных пар с каждой стороны экипажа соединялись балансиром. В 1867 г. такие паровозы серии Г  №s 1 — 12 завод Зигль изготовил для Ряж-ско-Моршанской железной дороги. Они имели котел диаметром 1235 мм со 160 дымогарными трубами длиной 4312 мм и диаметром 46/51 мм. При образовании Сызрано-Вяземской железной дороги эти паровозы получили обозначение серии 3а и номера 240 — 251.

Для той же Ряжско-Моршанской железной дороги в 1875 г. завод Зигль построил аналогичные паровозы серии A № 1 3— 18, которые на Сызрано-Вяземской дороге получили обозначение серии 3е и номера 260 — 265. Эти локомотивы имели котел диаметром 1260 мм со 165дымо-гарными трубами.

Для готовившейся к открытию Козлово-Воро-нежской железной дороги завод Зигль в 1869 г. выпустил паровозы №s 7— 21, имевшие котел со 160 дымогарными трубами диаметром 46/51 мм. Впоследствии на Козлово-Воронежско-Ростовской дороге, а затем на Юго-Восточных дорогах эти паровозы получили обозначение серии ЗТ и номера 301 — 315. В начальный период эксплуатации они, кроме номеров, имелиеще наименования "Толстой", "М. Рейтер", "Мельников", "Барон Дельвиг", "Герстфельд", "Сомово", "С. Поляк» и др.

Паровозы серий 3а и 3б Сызрано-Вяземской железной дороги были оборудованы парораспределительным механизмом Аллана соответственно с наружным по отношению к раме и внутри рамным расположением кулисы, а паровозы серии ЗТ — парораспределительным механизмом Стефенсона с внутрирамным расположением кулисы. Один из паровозов серии ЗТ был оснащен тормозами системы Вестингауза.

В 1870 г. паровозы серии В № 1 — 6 для Динабурго-Витебской железной дороги изготовил английский завод Р. Стефенсон в городе Ньюкасл-апон-Тайн. Эти локомотивы, несколько отличавшиеся по конструкции от паровозов бельгийского производства, имели наклонно расположенные цилиндры паровой машины, котел диаметром 1168 мм со 168 дымогарными трубами длиной 4247 мм и диаметром 43/48 мм, а также рессорное подвешивание, как у паровозов завода Шварцкопф, т. е, с поперечной рессорой над задней осью экипажа. После образовання Риго-Орловской железной дороги паровозы получили обозначение серии С и номера 310 -315. В 1903 г. они были переданы на Среднеазиатскую железную дорогу, где им присвоили номера 650 — 655при сохраненииобозначениясерии.

Паровозы серии В Московско-Курской железной дороги, выпускавшиеся заводом Зигль в 1866 г. (№ 1 - 11) м 1867 г. (На 12 — 26), среди всех локомотивов, близких по параметрам к паровозам бельгийского производства, имели наибольшее расстояние между крайними колесными парами (около 3500 мм). На этих паровозах применялись котел диаметром 1310 мм со 171 дымогарной трубой длиной 4300 мм и диаметром 45/50 мм, сухопарник с карнизом и цилиндрическим основанием, песочница, установленная на площадке рядом с котлом, а также рессоры, располагавшиеся у каждого колеса на одном уровне.

Подобную конструкцию имели и паровозы серии Г № 31 — 40 Орлово-Грязской железной дороги, изготовленные заводом Нельсон в 1868 г. Впоследствии на Юго-Восточных дорогах они получили номера 332 — 341 при сохранении прежнего обозначения серии. Кроме серии и номеров, этим локомотивам были присвоены наименования "Рейтерн", "Коротнев", "Танненберг", "Хвостов, "Поляков" и др. На указанных паровозах применялся котел диаметром 1296 мм со 169 дымогарными трубами длиной 4266 мм и диаметром 46/51 мм, а также парораспределительный механизм Стафенсона с внутрирамным расположением кулисы.
 

Аналогичные локомотивы серии Б строились заводом Гуэн для Либаво-Кошедарской железной дороги в 1870 г. (№ 1 — 6) и 1871 г. (№ 7 — 20). Затем на Либаво-Роменской железной дороге они получили обозначение серии ТГ и номера 226 — 245. На этих локомотивах применялись котел диаметром 1300 мм со 165 дымогарными трубами длиной 4365 мм и диаметром 46/51 мм, рессоры, установленные на одном уровне, балансиры между рессорами средней и задней колесных пар, гладкие, упрощенной формы сухопарник и песочница, малые паровые колпаки с двумя предохранительными клапанами, а также дымовая труба конической формы. В видеопыта паровозы Мй 227, 232, 239 были оборудованы на дороге машинами компаунд. В 1895 г. паровозы постройки завода Гуэн были переданы на Уссурийскую железную дорогу, где получили обозн ачение серии Ги и номера 71 — 90. На новой дороге паровозы продолжали отапливаться дровами.

Всего на Российские железные дороги поступило 247 паровозов бельгийского производства или представляющих дальнейшее развитие их конструкции. Эти паровозы были построены бельгийскими заводами Леонард (31 локомотив), Кулье (18) и Эврард (62), австрийским заводом Зигль (59), французскими заводами Кайль (1) и Гуэн (20), английскими заводами Нельсон (10) и Стефенсон (6), а также Мальцевсхим заводом (40).




 

 

 

 



 

Классификация моделей паровозов по странам