Главная / Статьи / Двухосные автомотрисы серии Ав,Мх1 и Д10

Двухосные автомотрисы серии Ав,Мх1 и Д10

До войны 1941 — 1945 гг. на Кишиневской железной дороге было 1 5 двухосных автомотрис, построенных в 1936 — 1937 гг. заводами Малакс (механическая часть вагонов), Астра и Ганц (двигатели). Эти автомотрисы  первоначально имели обозначение серии АВ-Мх, а затем АВ. В конце 1945 г. 11 автомотрис были направлены в депо Тбилиси Закавказской железной дороги, а одна (N 713), приписанная к депо Раменок ое, летом 1 946 г. начала работать на ветке Ка-туары — Аэропорт Московско-Киевской железной дороги. На Закавказской железной дороге автомотрисы серии АВ** предполагалось использовать для пригородного движения на участках Тбилиси — Рустави, Тбилиси — Хашури — Сурами, но поскольку на них была введена моторвагонная тяга, автомотрисы отправили на дороги Прибалтики (депо Вильнюс).

Двухосные автомотрисы серии АВМХ имели одну движущую колесную пару, которая приводилась в движение от двигателя через коробку скоростей. Рессорное п од в ешива ние было одноступенчатым, буксовые подшипники — роликовые, Рама кузова была выполнена из швеллеров, связанных поперечными креплениями. На автомотрисах устанавливались легкие винтовые сцепки, рассчитанные только на передвижение недействующей автомотрисы в хвосте поезда.

На большинстве автомотрис применялись форкамерные вертикальные дизели МГ-120 (Малакс — Ганц, 120 л. е.), а на некоторых использовались дизели завода Ганц с диаметром цилиндров 170 мм и номинальной частотой вращения 1250 об/мин.

Четырехступенчатая коробка скоростей имела на 1-й ступени передаточное число 3,677, на 2-й — 2,26, на 3-й— 1,61 и на 4-й— 1,0, Дизель и коробка скоростей были установлены на раме, которая с помощью болтов подвешивалась к раме кузова. На оси движущей колесной пары были установлены смонтированные в одном корпусе реверсивный механизм, состоявший из трех конических шестерен, и редуктор из двух цилиндрических шестерен. Общее передаточное число редуктора и реверсивного механизма составляло 3,375. Коробка скоростей не имела главной муфты; ведущая шестерня реверсивного механизма ,и выходной вал коробки скоростей были соединены карданным валом. Включение и выключение фрикционных муфт реверсивного механизма осуществлялись сжатым воздухом. На автомотрисах были установлены кислотные аккумуляторные батареи емкостью 400 А-ч, напряжением 24 — 26 В, зарядный агрегат (генератор и распределительное устройство), компрессор. .

В кузове имелось два пассажирских помещения: одно с 16 мягкими, а другое — с 29 жесткими местами, а также багажное отделение, где было возможно расположить дополнительно еще 12 жестких мест. Для отопления автомотрисы в холодное время года служил вертикальный котел. Автомотриса была оборудована пневматическими и ручным тормозами; запас топлива составлял 25  Предусматривалась возможность прицепки к автомотрисе одного-двух легких вагонов, рассчитанных на 60 человек каждый,

В мае 1949 г. в депо Вильнюс, организованное специально для ремонта и эксплуатации подвижного состава с моторными вагонами, оборудованными дизелями, поступила также двухосная автомотриса Мх1, изготовленная заводом Малакс, которая появилась на железных дорогах Советского Союза в 1943г. По концам кузова автомотрисы располагались кабины машиниста, в средней части — два пассажирских помещения с диванами для сидения. На торцах кузова были установлены буфера и винтовые сцепки. Как и у автомотрис серии АВ**, дизель с коробкой скоростей размещался под кузовом автомотрисы.

Дизель "Боксёр" DWK2X4V1 8L — четырехтактный форкамерный с горизонтальным расположением цилиндров — имел расход топлива на номинальном режиме 220 г/(л. с. • ч). Передаточное число коробки скоростей было на 1-й ступени 4,78, на 2-й — 2,63, на 3-й — 1,53 и на 4-й — 1,0. Между валом дизеля и входным валом коробки скоростей находилась главная муфта сухого трения. Реверсивный механизм и осевой редуктор имели передаточные числа соответственно 1,79 и 2,33 (общее 4,17). Переключения в коробке скоростей и реверсивном механизме производились с помощью сжатого воздуха. Для освещения и заряда аккумуляторной батареи емкостью 400 А • ч и напряжением 24 — 26 В имелся зарядный агрегате генератором мощностью 1,4 кВт.

В 1948 г. австрийская фирма Kromag AG изготовила служебную автомотрису, которая на железных дорогах СССР получила обозначение Д10. Так как у зтой автомотрисы место водителя располагалось в середине кузова, то для обеспечения лучшей видимости пути и сигналов оно было приподнято, а над крышей в этом месте был сделан фонарь.

Для быстрого поворота автомотрисы для движения в обратную сторону она была снабжена подъемно-поворотным устройством: на шпальную решетку опускалась четырехугольная рама, автомотриса поднималась и ад рамой, поворачивалась на 180°, снова опускалась на рельсы, после чего рама поднималась со шпаль-ной решетки. На поворот автомотрисы требовалось 2 — 3 мин. Между бандажами и центрами колес размещались резиновые амортизаторы, обеспечивавшие мягкий и бесшумный ход, рессоры на автомотрисе отсутствовали; колесные пары вращались в роликовых подшипниках, тормоз был только ручной.

На автомотрисе Д10 был установлен четырехтактный V-образный дизель "Штеер-7" с расходом топлива при номинальной мощности 244 г/(л. с. • ч). Механическая передача автомотрисы включала муфту сухого трения и четырехступенчатую коробку скоростей автомобильного типа с реверсивным механизмом. Как и у автомобилей, выходной вал коробки скоростей с помощью карданного вала и зубчатой передачи с коническими шестернями был связан с осью колесной пары. При частоте вращения вала дизеля 2800 об/мин максимальная скорость автомотрисы на 1-й ступени составляла 16,1 км/ч, на 2-й — 30,7 км/ч, на 3-й — 51,9 км/ч и на 4-й — 80 км/ч.

 

Классификация моделей паровозов по странам