Главная / Статьи / Танк-паровозы типа 1-5-1 Китайско-Восточной железной дороги

Танк-паровозы типа 1-5-1 Китайско-Восточной железной дороги

В 1929 г. завод Шкода для Китайско-Восточной железной дороги построил несколько мощных танк-паровозов типа 1-5-1 серии N 4001 — 4006 , которые были приспособлены к тяжелым климатическим условиям. Есть данные, что один локомотив такого же типа в начале 30-х годов выпустил завод Кавасаки (Япония). Передняя и задняя тележки этих локомотивов были одноосными типа Бисселя. Из пяти движущих спаренных колесных пар (диаметр 1320,8 мм) третья являлась ведущей и не имела поперечного разбега; остальные колесные пары имели разбеги. Благодаря этому паровоз мог проходить кривые радиусом 106,5 м. Рессорное подвешивание паровоза было статически определимым, трехточечным; сбалансированные с каждой стороны экипажа рессоры передней тележки и рамы представляли собой две точки подвешивания, третьей точкой являлись рессоры задней тележки, связанные поперечным балансиром.

Две боковины рамы, отлитые из ванадиевой стали, представляли собой одни из самых крупных и тяжелых отливок данного рода, изготавливавшихся в то время в Европе. Просторная будка обеспечивала хороший круговой обзор паровозной бригаде.

Котел локомотива имел сварную стальную топку с двумя термосифонами и кипятильными трубами, а также жесткие крепления. Он был оборудован грязевиками, большим количеством промывательных люков, лазом для чистки, пароперегревателем Шмидта. Давление пара в котле составляло 12,7 кгс/см2; испаряющая поверхность котла равнялась 234 м2, поверхность пароперегревателя — 65,2 м2, площадь колосниковой решетки — 6,0 м2.

Паровая машина была двухцилиндровой, одиночного расширения с цилиндрами диаметром 711,2 мм. Шатуны и спарники были изготовлены из хромо-никелевой стали.

При создании паровоза было использовано много прогрессивных для того времени конструктивных решений: парораспределительный механизм Вальсхарта с переводным механизмом, работающим под действием сжатого воздуха; пневматический привод топочной дверцы, качающейся колосниковой решетки и заслонок; электроосвещение и др.

Паровоз был оборудован автоматическим тормозом Вестингауза. Два воздушных насоса подавали достаточное количество воздуха для всех нужд. Объем водяных баков, расположенных по обеим сторонам котла, составлял 15 м3, а угольного ящика — около 7 м3. Масса паровоза в рабочем состоянии равнялась 124,9 т, сцепная — 93,0 т.

Танк-паровозы типа 1-5-1 работали на линиях Харбин — Имяньпо и Харбин — Куань-Ченцзы (Чанчунь) с составами массой от 1625 до 2350 т. В основном они использовались как толкачи.
 

Классификация моделей паровозов по странам