Главная / Статьи / Бестопочные паровозы

Бестопочные паровозы

На подъездных путях ряда промышленных предприятий (нефтеперегонные заводы, бумажные фабрики и т. п.) по условиям пожарной безопасности нельзя было эксплуатировать обычные паровозы, из трубы или топки которых могла вылететь искра и воспламенить окружающие легкозагорающиеся материалы. Поэтому на таких предприятиях нашли применение так на новилось равным давлению стационарного котла, паровоз оказывался готовым к действию.При пуске пара в цилиндры давление пара в котле постепенно понижалось, а вода продолжала кипеть; с понижением давления уменьшалась и температура кипения воды. Давление в котле "срабатывалось" до 3 — 4 кгс/см2. Для бестопочных паровозов почти не требовался котельный ремонт. Обычно такой локомотив обслуживал только машинист. Основным недостатком бестопочных паровозов являлся ограниченный радиус их действия.

В России и СССР бестопочные паровозы не строились до конца 30-х годов XX в. Только на Туапсинском нефтезаводе имелся один такой паровоз завода Шварцкопф, работавший там с 1928 г. За время эксплуатации он не потребовал никакого ремонта, кроме обточки бандажей, ремонта движущего механизма и смены изоляции котла. Локомотив имел движущие колеса диаметром 1000 мм, паровую машину с цилиндрами диаметром 550 мм и ходом поршня 550 мм, парораспределительный механизм Вальсхарта. Сцепная масса его равнялась 90 т, длина по автосцепкам — 8000 мм, расстояние между крайними колесными парами составляло 3100 мм, давление пара в котле — 18 кгс/см2.

Первый бестопочный паровоз был выпущен в Советском Союзе в конце 1940 г. Его экипажная часть и паровая машина были такими же, как у промышленного паровоза типа 0-3-0 серии 9П . Котел-аккумулятор изготовил Таганрогский завод "Красный котельщик",сборка паровоза была проведена на заводе "Днепромаш" в Днепропетровске. Сцепная масса в рабочем состоянии бестопочного паровоза, получившего обозначение БП-9П-01, равнялась 56 т; котел-аккумулятор объемом 21 м3 был рассчитан на давление 18 кгс/см2.

В1954 г. Муромский завод им. Ф. Э. Дзержинского по проекту Коломенского паровозостроительного завода построил бестопочный паровоз типа 0-3-0, получивший обозначение БП1 -01. Для него были также использованы экипажная часть и паровая машина паровоза серии 9П. Сцепная масса локомотива равнялась 58 т, объем котла-аккумулятора составлял 21 м3, начальное давление пара в котле было 16 кгс/см2. Для уменьшения расхода пара из котла на работу паровоздушного насоса паровоз имел главные резервуары увеличенного объема, которые заполнялись сжатым воздухом от компрессорной установки одновременно с зарядкой котла-аккумулятора. На зарядку котла-аккумулятора затрачивалось 30 — 40 мин; холодный паровоз заправлялся в течение 1,2 — 1,3 ч.

Продолжительность работы локомотива между заправками в зависимости от нагрузки составляла 4 — 6 ч. Согласно расчетам, бестопочный паровоз мог везти по прямому участку пути состав массой 325 т на расстояние 30 км со скоростью 15 км/ч.

Летом 1955 г. другой бестопочный паровоз БП1-02 после предварительного пробега в рабочем состоянии 2000 км был подвергнут эксплуатационным испытаниям, давшим хорошие результаты. Во время испытаний он при давлении от 16 до 2 кгс/см2брал с места составы массой до 1700 т, а при давлении 1 кгс/см2 мог двигаться самостоятельно без вагонов. Паровоз оказался пригодным для всех видов маневровой работы.

Всего до 1956 г. Муромский завод построил три таких локомотива.

Кроме бестопочных паровозов типа 0-3-0, на промышленных предприятиях работало несколько бестопочных паровозов типа 0-2-0. Сцепная масса одного из них составляла 30 т, диаметр движущих колес равнялся 850 мм; котел-аккумулятор объемом 6,5 м3 был рассчитан на давление 35 кгс/см2.


 

Классификация моделей паровозов по странам