http://lumenos.ru/ влагозащищенные светильники для ландшафтного дизайна.
Главная / Статьи / Первые мотовозы

Первые мотовозы

Первые мотовозы, приобретенные в единичных экземплярах у зарубежных заводов, использовались главным образом на подъездных путях промышленных предприятий. В мае 1924 г. на Московско-Окружной линии были проведены испытания мотовоза типа 0-2-0 Ярославского автомобильного завода. На этом мотовозе был установлен четырехцилиндровый автомобильный двигатель "Нортон" и четырехступенчатая коробка скоростей. Мотовоз развивал скорость до 40 км/ч и силу тяги 1500 — 1800 кгс, имея массу около 6 т. При маневрах на станции мотовоз мог тянуть 5 вагонов грузоподъемностью по 16 т. В 1929 г. мотовозы мощностью 40 л. с. успешно работали на маневрах на Северо-Кавказской и Южных железных дорогах, причем себестоимость часа их работы была на 50 % ниже себестоимости часа работы маневрового паровоза.

Серийная постройка мотовозов в Советском Союзе началась в 1929 г. на заводе "Красный пу-тиловец". Свои последние 20 мотовозов завод изготовил в 1932 г. В 1933 г. стали выпускать мотовозы одесский завод им. Январского восстания (см. ниже), и Калужский машиностроительный завод .

Мотовозы завода "Красный путиловец"  имели четырехцилиндровые двигатели мощностью до 20 л. е., работавшие на керосине; диаметр цилиндров двигателя равнялся I 02 мм, ход поршня 127 мм; номинальная частота вращения составляла 1000 об/мин; привод от двигателя к колесным парам осуществлялся через червячную передачу с передаточным числом II и трехступенчатую коробку скоростей, обеспечивавшую максимальную скорость на каждой ступени соответственно 2,5; 4,3 и 11,5 км/ч. Масса мотовоза была 6 т, диаметр колес равнялся 650 мм.

Низкая мощность и малый сцепной вес этих мотовозов делали их непригодными даже для легкой маневровой работы на железнодорожных станциях, и они использовались в основном на промышленных предприятиях.

Мотовозы завода им. Январского восстания  были оборудованы четырехцилиндровыми двигателями марки "Сталинец 60й Челябинского тракторного завода, имевшими диаметр цилиндров 165 мм и ход поршней 216 мм. Эти двигатели развивали при номинальной частоте вращения 650 об/мин мощность 60 л. е., запускались на бензине и работали на лигроине.

Двигатель через муфту, четырехступенчатую коробку скоростей и коническую зубчатую передачу приводил в движение промежуточный вал.

Промежуточный вал через п ару цилиндрических шестерен соединялся с отбойным валом, который при помощи спарников был связан с движущими колесами.

При диаметре колес 900 мм мотовоз имел максимальную скорость на первой ступени 6 км/ч, на второй — 9,9 км/ч, на третьей — 17 км/ч и на четвертой — 28 км/ч. При максимальной мощности двигателя 73,5 л. с. и коэффициенте полезного действия передачи 0,88 мотовоз развивал на первой ступени касательное усилие тяги 2900 кгс. Сцепная масса мотовоза равнялась 16 т.

Сжатый воздух для тормозной системы, свистка и песочницы вырабатывал компрессор, приводившийся во вращение через зубчатую передачу главным двигателем.


 

Классификация моделей паровозов по странам