Главная / Статьи / Газогенераторные мотовозы

Газогенераторные мотовозы

Вопрос о замене бензина другими видами топлива дл я мотовозов встал почти одновременно с началом массового выпуска мотовозов серии Му в 1933 г. Из-за временного затруднения с бензином Центральное управление тяги НКПС вынуждено было дать задание Научно-исследовательскому институту реконструкции тяги всесторонне исследовать (с проведением необходимых испытаний в лаборатории и в эксплуатации) вопрос о возможности перевода двигателей ГАЗ-Ана керосин. Институт пришел к заключению, что в условиях железнодорожной службы, для которой особенно важна мощность локомотива, перевод бензиновых двигателей на керосин нецелесообразен и может быть допущен в виде исключения при отсутствии бензина для уменьшения простоев мотовозов.

Сила тяги мотовоза серии Му при переводе с бензина на керосин уменьшилась на 19 % при одновременном снижении скорости на 11 %; мощность упала до 26 л. с.

Появившиеся позднее более мощные мотовозы серии М3/2 уже допустимо было переводить с бензина на другие виды топлива с некоторой потерей мощности. На основании опыта эксплуатации газогенераторных автомобилей инженеры-конструкторы и научные работники Института реконструкции тяги решили приспособить мотовозы серии М3'2 для работы на газе.

В 1938 г. Калужский машиностроительный завод по предложению инженера С. И. Декаленко-ва разработал проект, а затем начал выпускать газогенераторные мотовозы типа 0-2-0 серии ддзг/2. Использовав ходовые части и кузов мотовоза серии М3/2, завод установил в нем четырехтактный автомобильный двигатель ЗИС-1 3, представлявший собой несколько переконструированный вариант бензинового двигателя ЗИС-5. Для уменьшения потерь мощности при переводе двигателя с бензина на газ, имеющий более низкую теплоту сгорания по сравнению с бензиновой смесью, Московский автозавод им. Сталина несколько изменил конструкцию головки двигателя, в результате чего степень сжатия поступавшего в цилиндры газа была увеличена с 4,8 до 7. Число цилиндров, их диаметр и ход поршней у двигателя ЗИС-1 3 были такими же, как и у двигателя ЗИС-5. Работая на газе, двигатель зИс-13 при 2400 об/мин развивал мощность 48 л. с. Основным топливом для мотовоза серии М31"/2 служили древесные чурки; в качестве вспомогательного топлива применялся бензин.

Имея сцепную массу 12т, мотовоз серии Мзг/2 развивал силу тяги до 2400 кгс, максимальные скорости на различных ступенях составляли: 5,1; 9,0; 18,2 и 33,6 км/ч. Конструкционная масса равнялась 8т.

Первые 23 мотовоза серии Мзг/2 Калужский машиностроительный завод выпустил с газогенераторами завода "Свет шахтера", а затем перешел к выпуску мотовозов с газогенераторами автомобильного типа собственного производства.

Мотовозы серии Мзг/2 получили небольшое распространение на железных дорогах НКПС и на путях промышленных предприятий.

Значительную работу по проектированию и опытному исследованию мотовозов с газогенераторными установками провел Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (НИИЖТ). В 1 938— 1939 гг. на мотовозе серии М3/2 был установлен по проекту НИИЖТа газогенератор, работавший на каменном угле. Мотовоз  испытывался на станции Митьково Московско-Рязанской железной дороги. На основании результатов испытаний в 1941 — 1943 гг. институт разработал альбом чертежей по переделке мотовозов серии М3'2 в газогенераторные мотовозы. По этим чертежам было переделано несколько мотовозов. В отличие от газогенераторных мотовозов серии Мзг/2 Калужского машиностроительного завода, использовавшего чисто автомобильные газогенераторы, НИИЖТ спроектировал более тяжелую, но более долговечную установку, что при недостаточном конструкционном весе у мотовоза было правильным техническим решением.

В 1938 г. в депо Батайск железной дороги им. К. Е. Ворошилова (ранее Азово-Черноморской железной дороги) по проекту Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта (РИИЖТ) были переделаны в газогенераторные два мотовоза серии М3/2. На мотовозах были установлены газогенераторы, работавшие на антраците марки АС. Газогенераторы были устроены по принципу прямого мокрого процесса, т. е. воздух вместе с паром, необходимым для газификации, подавался снизу, а газ отбирался сверху. Процесс состоял из трех стадий: горения, восстановления и сухой перегонки.

Газогенераторные мотовозы, выполненные по проекту РИИЖТа, имели такие же тяговые характеристики, как газогенераторные мотовозы серии М/2.

В 1940 г. работники паровозной службы Юго-Западной железной дороги спроектировали для мотовоза газогенераторную установку, работавшую на торфе, буром угле, а также на брикетах из торфа, опилок и изгари. Пробный экземпляр мотовоза с таким газогенератором был испытан в августе 1940 г. на участке Киев —Пост Волынский Юго-Западной железной дороги и работал удовлетворительно.

 

Классификация моделей паровозов по странам