Главная / Статьи / Маневровый тепловоз Аа-1

Маневровый тепловоз Аа-1

В конце 1933 г. Калужский машиностроительный завод НКПС построил маневровый тепловоз типа 0-3-0 с механической передачей. Этот тепловоз, как и паровоз типа 2-7-2 , получил обозначение серии А А, что означало Андрей Андреев — народный комиссар путей сообщения в то время. На тепловозе  был установлен шестицилиндровый двухтактный дизель типа 6Д22/28 с диаметром цилиндров 220 мм, ходом поршней 280 мм, развивавший при частоте вращения вала 650 об/мин мощность 300 л. с. Проектирование и постройка этого двигателя на Калужском заводе велись при консультации про-фессораЯ. М. Гаккеля.

Вращающий момент от вала дизеля через коробку скоростей, имевшую четыре ступени, отбойный вал и спарники передавался движущим колесным парам. Максимальная скорость тепповоза на четвертой ступени составляла 51 км/ч, максимальная скорость движения по ходовой части при выключенном двигателе — 60 км/ч, максимальная сила тяги — 8000 кгс. Тепловоз имел длину по буферам 9200 мм, колесную базу 4500 мм, диаметр колес 1220 мм. Сцепная масса тепловоза в рабочем состоянии равнялась 54 т, т. е. нагрузка от колесных пар на рельсы составляла 1 8 тс.Тепловоз предназначался для маневровой работы и пригородного движения.

Особенностью тепловоза АА-1 являлось то, что его рама, рессорное подвешивание, тормоза, оси, буксы и ряд других деталей были схожи с соответствующими частями паровозов серии Ов. Это должно было облегчить его ремонт. Муфты коробки скоростей включались при помощи пневматических цилиндров. Холодильник и вентилятор имели конструкции, аналогичные ранее примененным на тепловозе Щэя1. Из-за ряда дефектов двигателя тепловоз АА-1 не поступил в эксплуатацию, а совершил только несколько пробных поездок.

В августе 1936 г. Калужский машиностроительный завод НКПС построил мотовоз типа 0-2-0 серии Мд/2 для маневровой работы на промежуточных станциях. Серия МЯ/2 означала: мотовоз дизельный, двухосный. На мотовозе был установлен четырехцилиндровый двухтактный бескомпрессорный форкамерный дизель Калужского завода, имевший диаметр цилиндров 190 мм, ход поршней 320 мм и развивавший мощность 140л. с. при частоте вращения вала 430 об/мин. Пуск двигателя производился воздухом из баллонов; для охлаждения воды применялась градирня. Двигатель через главную муфту и четырехступенчатую коробку скоростей вращал отбойный вал, связанный спарниками с движущими колесными парами. Главная муфта включалась и выключалась ножной педалью. Для интенсивного охлаждения воды и масла воздух, проходивший через холодильник мотовоза, эжектировался отработавшими газами, для чего на конце выпускной трубы был установлен конус.

Мощность мотовоза на ободе колес состав-пяла около 115л. е.; сила тяги при скорости 5,9 км/ч — 4000 кгс, при скорости 10 км/ч — 2750 кгс, при скорости 21 км/ч — 1320 кгс и при скорости 37 км/ч — 755 кгс. Масса мотовоза в рабочем состоянии была 26 т, диаметр движущих колес равнялся 1200 мм; минимальный радиус проходимых мотовозом кривых был 75 м. Запас топлива мог составлять 1300 кг, воды 1250 л и смазки 320 кг.

В сентябре-октябре 1936 г. мотовоз испыты-вался на экспериментальном кольце Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта и на станции Москва-Товарная Западной железной дороги. После испытаний мотовоз некоторое время работал на этой станции, а затем был передан на подъездные пути Калужского машиностроительного завода. Там же остался и второй мотовоз Мд/2, построенный в 1937 г. с небольшими конструктивными изменениями для улучшения работы дизеля.
 

После выпуска мотовозов серии МЛ2 завод вел проектирование мотовоза типа 0-3-0 с дизелем мощностью 240 л. е., но этот проект не был осуще-стелен,

 

 

Классификация моделей паровозов по странам