Главная / Статьи / Мотовозы серии Мл15

Мотовозы серии Мл15

В 1947 г. Калужский машиностроительный завод МПС по проекту Центрального Проектного Бюро Центрального управления машиностроительными заводами (сокращенно ЦУМЗ) МПС построил первый после войны мотовоз. Это был мотовоз типа 0-2-0 с автомобильным двигателем ЗИС-1 20. В 1948 г. завод начал серийный выпуск таких локомотивов . Новые мотовозы первоначально получили обозначение серии АПВ (Архангельский П. В. — начальник ЦУМЗа в то время), а затем М|15, что означало: мотовоз с карданной передачей, двухосный, массой 15 т(из них 3 т балласта).

Автомобильный карбюраторный четырехтактный бензиновый двигатель ЗИС-120 имел 6 цилиндров диаметром 101,6 мм с ходом поршней 114,3 мм и при частоте вращения вала2200 об/мин развивал мощность 73 л. е.; кратковременно при частоте вращения 2700 об/мин мощность двигателя достигала 90 л. с. У коробки скоростей мотовоза было пять ступеней с передаточными числами 6,24; 3,32; 1,9; 1,0; 0,81; передаточное число коробки реверса равнялось 3,26, осевого редуктора —1,58. Наибольшая скорость на маневровом режиме ограничивалась 44 км/ч, на поездном — 65 км/ч. Запас топлива у мотовоза был 95 кг, воды в системе охлаждения — 30 л и масла в системе смазки — 6,5 л.

По сравнению с мотовозами серии М3/2, выпускавшимися Калужским машиностроительным заводом до войны 1941 — 1945 гг., у дан ного мотовоза диаметр колес был снижен с 850 до 600 мм. При трогании с места с вагонами у мотовозов наблюдалось грение муфты, не рассчитанной на длительный пуск.

Мотовозы серии Mj 15 получили широкое распространение на железных дорогах и работали в основном на маневрах, а также в карьерах и на строительных площадках.

Мотовозы, работавшие на бензине, Калужский завод продолжал строить в 1956 (250 единиц) и 1957 гг. (последний Не 4351). Имеются сведения, что в 1958 и 1959 гг. Раменский механический завод изготовил соответственно 10 и 14 мотовозов серии Мг 15.

В 1953 г. работавшие на Моршанском, Рязанском и Тамбовском отделениях Московско-Рязанской железной дороги мотовозы серии Мр 5 были переведены с бензина на сжиженный газ (пропано-бутановую смесь).


 

Классификация моделей паровозов по странам