Не упусти момент подключить безлимитный интернет с бесплатными минутами на звонки по РФ.
Главная / Статьи / Шестиосные электровозы серий ПЭ150 и 13Е1

Шестиосные электровозы серий ПЭ150 и 13Е1

Шестиосные электровозы серий ПЭ150 и 13Е1

 

Для повышения производительности работ на путях карьеров там, в начале 50-х годов стали вводиться в эксплуатацию шестисотые электровозы постоянного тока со сцепной массой 150 т, из которых 36 т приходилось на балласт. Для лучшего прохождения кривых малого радиуса (60 - 100 м) и неровностей пути, электровозы были выполнены в виде трех двухосных секций.

В 1951 г. на пути Лапчинского карьера поступили электровозы типа 2о+2о+2о серии ПЭ150. Их механическую часть изготовил завод Геншель, электрическое оборудование выпустила фирма Сименс-Шуккерт. Электровозы строились по заказам германской угольной промышленности с конца 30-х годов до 1943 г. включительно; они были рассчитаны на работу на постоянном токе номинальным напряжением на шинах тяговых подстанций 1200 В и на токоприемниках 1100 В. На электровозах применялись шесть тяговых электродвигателей DC-2431, имевших смешанное возбуждение и принудительную вентиляцию. При напряжении на коллекторе 1100 В и токе часового режима 236 А частота вращения якоря электродвигателя равнялась 570 об/мин, а мощность электродвигателя - 240 кВт. Колеса электровозов имели диаметр 1050 мм; передаточное число тяговых редукторов составляло 64:13=4,92.
Заводы-изготовители электровозов применили на них непосредственную систему управления тяговыми электродвигателями, при которой контроллеры были включены прямо в силовую цепь. Чтобы повысить безопасность обслуживающего персонала и уменьшить длину силовых кабелей, Перовский вагоноремонтный завод на 16 электровозах, предназначенных для работы на колее 1524 мм, переделал управление тяговыми электродвигателями, заменив непосредственную систему косвенной. При часовом режиме электровозы развивали мощность 1440 кВт, скорость 23,4 км/ч и силу тяги 22 400 кгс; их максимальная скорость была установлена 60 км/ч.
В конце 1952 - начале 1953 гг. на путях карьеров Вахрушевуголь и Коркинуголь были введены в эксплуатацию 32 электровоза типа 2о+2о+2о серии 13Е1, построенных в 1951 -1952гг. по заказу Советского Союза заводом им. В. И. Ленина в Пльзене (Чехословакия). Электровозы были рассчитаны на работу на постоянном токе напряжением 1500 В. Диаметр их колес составлял 1100 мм, передаточное число тяговых редукторов равнялось 67:12 = 5,58. Буксы имели подшипники скольжения, смазывавшиеся автоматически при движении; зубчатые колеса были посажены на удлиненные ступицы колес, как у электровозов серий Си, ВЛ22 и ВЛ22М.

 

Основные размеры электровоза серии ПЭ150

 

Тяговые электродвигатели AD-0391 1 5 с опорно-осевым подвешиванием при напряжении на коллекторе 1500 В и токе часового режима 190 А развивали мощность 240 кВт. Как и на электровозах серии ПЭ150, двигатели соединялись в три параллельные группы по два последовательно в каждой или все параллельно, т. е, электровоз имел две экономических скорости (ослабление возбуждения двигателей не применялось).
Помимо пневматического тормоза с воздухораспределителем Матросова на электровозах применялся реостатный электрический тормоз. При электрическом торможении тяговые электродвигатели попарно подсоединялись по циклической схеме к общему для них резистору, сопротивление которого регулировалось ступенчато (24 тормозные позиции).

Передача от якорей тяговых электродвигателей к колесным парам у электровозов серии ПЭ150 была жесткой, односторонней, косозубой; у электровозов серии 13Е1 - жесткой, двусторонней, косозубой. Средняя тележка электровоза серии 13Е1 имела четыре точки подвешивания; у крайних тележек было по две точки, третьей точкой подвешивания для них служило сочленение со средней тележкой.
Электровозы серии 13Е1 не имели балласта, их сцепная масса составляла 150 т. При часовом режиме мощность электровоза равнялась 1560 кВт, сила тяги - 20300 кгс, скорость - 28 км/ч; максимальная скорость электровоза была 65 км/ч.

 

Раков В.А. "Локомотивы отечественных железных дорог. 1845-1955 г."

Классификация моделей паровозов по странам