Главная / Статьи / Паровозы железных дорог Финляндии

Паровозы железных дорог Финляндии

В марте 1862 г. в Финляндии была открыта первая железнодорожная.линия Гельсингфорс (ныне Хельсинки) — Тавастгус (Хяменлинна). В сентябре 1870 г. от находящейся на этой линии станции Рихимяки была проложена железная дорога до Петербурга. В июне 1876 г. линию Гельсингфорс — Тавастгус продлили до Таммерфорса (Тампере). В сентябре 1873 г. вступила в строй железная дорога, проложенная от порта Ганге (Ханко) до станции Хювинка, находящейся на линии Гельсингфорс —Тавастгус. В 1875 г. данная дорога впилась в общую сеть Финляндских железных дорог. В 1874 г. была открыта еще одна железная дорога протяженностью 33 км от станции Керва (Керава) до Борго (Порво). В отличие от других железных дорог России Финляндские дороги использовали подвижной состав с номинальным расстоянием между внутренними гранями бандажей колес 1448 мм, а не 1440 мм.

Вначале паровозы железных дорог Гельсингфорс — Таммерфорс и Хювинка — Ганге помимо номеров имели наименования. Например, построенные заводом Шварцкопф паровозы типа 0-3-0 № 151, 152 (см. рис. 1.68), переданные в 1872 г. на время с Киево-Брестской железной дороги на дорогу Хювинка — Ганге, именовались "Антуанетта" и "Гельсингфорс". Впоследствии на подавляющем большинстве железных дорог Финляндии была введена единая нумерация локомотивов, частично пересматривавшаяся в 1879 и 1887 гг.

Кроме номеров, паровозам присваивали обозначения серии, которые состояли из буквенной части, указывающей на осевую формулу локомотива, и цифровой, характеризующей его конструктивный вариант. Пассажирским паровозам присваивали буквы А (тип 2-2-0), D (1-2-0), Н (2-3-0); товарным — С (0-3-0), G (1-3-0), К (1-4-0), маневровым (танк-паровозам) — В (0-2-1), F (0-2-2), ) (1 -3-2).

В соответствии с общей нумерацией паровозы, временно переданные с Киево-Брестской железной дороги, в 1875 г. получили обозначение серии СЗ и номера 112, 113; в 1887 г. им были присвоены номера 74, 75.
Специально построенные для железной дороги Рихимяки — Петербург локомотивы типа 0-3-0 имели колеса диаметром 1250 мм, цилиндры диаметром 381 мм; ход поршня паровой машины составлял 508 мм. Указанные паровозы серии С1 изготовил завод Нельсон в 1869 г. (№21 — 30); серии С2 — завод Авонзид в Бристоле в 1869 г. (№ 31 — 43) и 1873 — 1874 гг. (№48 — 52); серии С 4 — завод Зигль в 1875 г. (№ 59 — 70). Последние в 1879 г. получили номера 21 1 — 222, а в 1887 г. — 78, 79 и 90 — 99. В 1875 г. аналогичный паровоз № 1 был выпущен заводом Венского общества для железной дороги Керва — Борго.

Всего на железные дороги Финляндии до 1876 г. поступил 41 паровоз типа 0-3-0 без учета локомотивов, временно переданных с Киево-Брестской железной дороги.

 

Классификация моделей паровозов по странам