Главная / Статьи / Товарные паровозы типа 1-3-0

Товарные паровозы типа 1-3-0

Одним из вариантов повышения мощности товарных локомотивов, а следовательно, их веса без увеличения сцепных осей был переход от типа 0-3-0 к типу 1-3-0. Паровозы такого типа для железных дорог России строились во второй половине XIX в. только американским заводом Бап-двин в Филадельфии в 1872г. (№ 131 — 136)и 1874г.(№ 137)серии AT для Козлово-Воронежской дороги (№ 242 — 248 на Юго-Восточных дорогах при сохранении прежнего обозначения серии) с жесткой рамой базой 4534 мм, котлом диаметром 1220 мм со 181 дымогарной трубой длиной 3552 мм и диаметром 46/51 мм в 1874 г. № 88 — 99 для Харьково-Николаев-ской дороги с жесткой рамой базой 4571 — 4572мм, с котлом диаметром 1320 мм со 171 дымогарной трубой длиной 3416 мм в 1878 г. серии БД № 101 — 116 для Орлово-Грязской железной дороги (№ 249 — 264 на Юго-Восточных дорогах при сохранении прежнего обозначения серии) со 181 дымогарной трубой длиной 3382 мм и диаметром 46/51 мм в 1878 г. серии Т № 88 —111 для Курско-Харьково-Азовской железной дороги со 181 дымогарной трубой диаметром 46/51 мм.
 

Все перечисленные паровозы были оборудованы парораспределительным механизмом Сте-фенсона с внутрирамным расположением кулисы. Они имели много характерных черт, присущих американским паровозам, в том числе значительно выдвинутую по отношению к котлу переднюю часть рамы. Паровозы имели четырехосные тендеры (вместо трехосных) с запасом воды 12 м\ Диаметр колес всех тендеров паровозов завода Балдвин не превышал 900 мм, тогда как в России применялся диаметр ЮМ — 1050 мм.

В 1892— 1893 гг. паровозы серии Т Курско-Харьково-Азовской дороги Не 88, 90 — 95, 99, 102, 104, 107, 108, 110, 111 были переданы на Западно-Сибирскую дорогу, где у них остались прежние обозначение серии и номера. После образования Сибирской железной дороги они получили номера 51 —64. В 1904 г. эти паровозы (кроме Не 53,58,62) поступили на Самаро-Злато-устовскую дорогу, где им присвоили обозначение серии Б (затем Е) и номера 976 — 986. Оставшиеся паровозы серии Т Курско-Харько во-Азовской дороги были переданы на Уссурийскую железную дорогу, на которой получили обозначение серии Б и номера 33 — 37, 46 — 48 и 50, 51. Сюда же в 1892 г. поступили аналогичные локомотивы с Харьково-Николаевской дороги, которым также присвоили обозначение серии Б и номера 31, 32, 38 — 45,49, 52.

В 1899г. паровоз Не 48 на Уссурийской дороге под руководством инженеров завода Балдвин был оборудован четырехцилиндровой машиной компаунд с ходом поршня 610 мм и диаметрами двух цилиндров высокого и двух цилиндров НИЗКОГО давления соответственно 317 и 533 мм. Одновременно на нем было применено 163 дымогарные трубы длиной 3420 мм, что снизило испаряющую поверхность нагрева котла до 97,02 м2. Площадь колосниковой решетки модернизированного локомотива составила 1,51 м2. Паровоз № 48 в начале XX в. был в порядке опыта оснащен также прибором отправления Во клена. На Юго-Восточных дорогах в это же время также в порядке опыта паровозы типа 1-3-0 серии AT были оборудованы скоростемерами Гаусгельтера, а серии БД — тормозами системы Вестингауза.Такие же тормоза устанавливались и на части паровозов Уссурийской дороги. Больший период своей эксплуатации все указанные паровозы завода Балдвин отапливались углем.

Всего на Российские железные дороги из Америки было поставлено 59 паровозов типа 1-3-0.
 

 

 

 

 

 

Классификация моделей паровозов по странам