Главная / Статьи / Танк-паровозы типа 0-3-2

Танк-паровозы типа 0-3-2

Кроме распространенных паровозов с тремя движущими осями типов 0-3-0 и 1-3-0, на железных дорогах России эксплуатировалось небольшое количество товарных танк-паровозов  типа 0-3-2. Эти локомотивы, изготавливавшиеся заводом Йоркшир в 1869 г. (Не 1 - 10) и 1879 г. (№ 11 - 25), поступили на открытый 14 августа 1871 г. первый участок Закавказской железной дороги Поти — Квирилы (ныне Зестафони). Через год этот участок был продолжен до Тифлиса (ныне Тбилиси). До открытия участка Баку — Тифлис (май 1883 г.) Закавказская железная дорога называлась Поти-Тифлисской железной дорогой.

Впоследствии на Закавказской железной дороге указанные паровозы выпуска 1869 г. получили обозначение серии В и номера 51 - 60, а выпуска 1870 г. — Вв и номера 61 - 75. Паровозы имели расстояние между крайними колесными парами 7098 мм и диаметр колесных пар 1308 мм. На них устанавливался котел диаметром 1294 мм со 169 дымогарными трубами длиной 4102 мм и диаметром 46/51 мм. Испаряющая поверхность котла составляла 1 1 9,8 м2; площадь колосниковой решетки 1,49 м2; диаметр цилиндров паровой машины равнялся 458 мм, ход поршня 610 мм. Паровозы оборудовались парораспределительным механизмом Стефенсона с внутрирамным расположением кулисы.

В отличие от паровозов серии В на паровозах серии Вв были увеличены следующие параметры: длина (с 10 782 до 10 806 мм), общая масса в рабочем состоянии (с 51,3 до 52,4 т), сцепная масса (с 33,8 до 34,2 т), давление в котле (с 9,0 до 9,3 кгс/см2), запас воды (с 5,0 до 5,3 м3). В 1875 г. завод Зигль для Курско-Харьково-Азовской железной дороги изготовил паровозы типа 0-4-0 серии Т № 201 — 211. Впоследствии на Курско-Харьково-Севастопольской дороге эти локомотивы получили обозначение серии /1 и номера 420 — 430, а на Южн ых дорогах — номера 360 — 370 при сохранении прежнего обозначения серии. Паровозы имели котел диаметром 1494 мм с 214 дымогарными трубами длиной 4200 мм и диаметром 46/51 мм,пределительный механизм Аллана с внутрирамным расположением кулисы, рессоры задней колесной пары, приподнятые над рессорами остальных колесных пар, питательные головки, располагавшиеся в начале топочной части котла.

Одновременно с этими локомотивами завод Зигль выпустил паровозы для Козло-во-Воронежской железной дороги, которые впоследствии на Юго-Восточных железных дорогах получили обозначение серии 33 и номера 395 — 414. Они имели котел диаметром 1492 мм с 214 дымогарными трубами длиной 4200 мм и диаметром 46/51 мм, а также парораспределительный механизм Аллана с внутрирамным расположением кулисы.

В 1878 г. для Рыбинско-Бологовской железной дороги завод Зигль изготовил паровозы серии Ж № 80 - 96. Впоследствии на Московско-Виндаво-Рыбинской дороге они получили обозначение серии В3 и номера 400 - 416. Эти паровозы имели котел диаметром 1500 мм с 220 дымогарными трубами длиной 4670 мм и диаметром 47/52 мм, а также парораспределительный механизм Аллана с внутрирамным расположением кулисы. К 1910 г. локомотивы были оборудованы краном Леш ателье; отопление в основном производилось дровами.

В 1878 г. паровозы типа 0-4-0 для Ряжско-Моршанской дороги построил завод Гартман. На Сызрано-Вяземской железной дороге они получили обозначение серии Г и номера 400 — 408. Паровозы имели котел диаметром 1470 мм с 220 дымогарными трубами длиной 4710 мм и диаметром 46/51 мм; парораспределительный механизм Гуча с внутрирамным расположением кулисы; рессорное подвешивание с продольными балансирами между третьей и четвертой колесными парами, как ранее это делалось на паровозах конструкции завода Борзиг паровой кол пак сухопарника с карнизом и цилиндрическим основанием; дымовую трубу небольших размеров.

Всего на Российские железные дороги было поставлено 142 паровоза типа 0-4-0 первых конструктивных вариантов.

 

 

 

 

 

 

Классификация моделей паровозов по странам