Главная / Статьи / Паровозы конструкции завода Кайль

Паровозы конструкции завода Кайль

С начала 70-х годов XIX в. отечественные железные дороги, накопив опыт эксплуатации различных поконструкциипаровозовтипа 0-4-0, стали постепенно переходить к заказу локомотивов одного конструктивного варианта. Сначала за основу была принята конструкция паровозов серии 3 Николаевской железной дороги, построенных заводом Кайль в 1869 г. Одновременно аналогичные паровозы № 201 —242 с котлом диаметром 1470 мм тот же завод изготовил для Киево-Баптекой железной дороги, для которой они стали первыми товарными локомотивами. В дальнейшем паровозы № 220 — 242 были переданы на Одесско-Балтскую железную дорогу, где им присвоили номера 126 — 148. При преобразовании последней в Одесскую железную дорогу они получили обозначение серии Б и номера 1 — 23, а затем на Юго-Западных железных дорогах — обозначение серии К при сохранении прежних номеров. После преобразования Киево-Балт-ской дороги в Киево-Брестскую оставшиеся на ней локомотивы № 201 — 219 получили номера 401 — 419. На Юго-Западных железных дорогах им присвоили обозначение серии К и номера 24 — 42. В 80-х годах XIX в. на паровозах серии К № 3,32,35 простая машина была заменена машиной компаунд с диаметрами цилиндров высокого и низкого давления соответственно 500 и 710 мм; ход поршня остался равным 650 мм.

Незначительно отличавшиеся по конструкции паровозы № 440 — 454 в 1878 г. для Киево-Брестской железной дороги построил австрийский завод Гасвел в Вене. На Юго-Западных железных дорогах эти локомотивы получили обозначение серии Кг и номера 43 — 57.

Аналогичные паровозы серии Л № 1 — 20 и серии М № 21 — 30 для Московско-Курской железной дороги выпустили соответственно заводы Кайль (в 1869 г.) и Кокериль (в 1878 г.).

В 1875 г. паровозы серий Аф № 201 — 204 и Ас №205 — 208 для Московско-Рязанской железной дороги изготовили соответственно заводы Фив-Лилль и Коломенский (тип 11). Паровозы завода Фив-Лилль имели котел с такими же параметрами, как у паровозов серии 3 Николаевской железной дороги, а паровозы Коломенского завода — котел диаметром 1498 мм вместо 1470 мм (остальные параметры — как у паровозов конструкции завода Кайль). Паровозы Коломенского завода были оборудованы инжекторами Жиффара и винтовым приводом реверса.

Для более легкого прохождения кривых радиусом 500 м локомотивы конструкции завода Кайль имели поперечный разбег четвертой оси 20 мм. На этой же оси был установлен возвращающий прибор, состоявший из горизонтального балансира с двумя небольшими плоскими рессорами, расположенными у букс. На прямом участке пути данные рессоры не работали, но при входе в кривую сжимались буксами, стремясь при этом возвратить их в среднее положение.

В отличие от всех других паровозов, выпускавшихся для отечественных железных дорог в 60-е — 70-е годы XIX в., на паровозах типа 0-4-0 конструкции завода Кайль применялся  пределительный механизм Стефенсона с наружным относительно рамы экипажа расположением кулисы, которыйуправлялся с помощью эксцентрика, установленного на ведущих колесах.

Все паровозы конструкции завода Кайль, кроме серии Кг завода Гасвел, имели котлы с 226 дымогарными трубами длиной 5100 мм и диаметром 46/51 мм. В котлах паровозов серии размещалось по 221 дымогарной трубе таких же длины и диаметра.

Паровозы конструкции завода Кайль не получили большого распространения на Российских железных дорогах, потому что имели нагрузку от колесной пары на рельсы 13,3 тс, тогда как допустимой считалась нагрузка 12,5тс. Всего на отечественные железные дороги с учетом паровозов серии 3 Николаевской железной дороги было поставлено 213 локомотивов указанной конструкции.
 

Классификация моделей паровозов по странам