Главная / Статьи / Паровозы типа 0-2-1

Паровозы типа 0-2-1

Паровозы типа 0-2-1 предназначались для обслуживания как пассажирских, так и товарных поездов, и представляли собой разновидность локомотивов с топочной частью котла, расположенной перед задней колесной парой, но в отличие отрассмотренных выше паровозов их задняя колесная пара являлась не движущей, а поддерживающей. Такие паровозы для Российских железных дорог в основном изготавливал завод Шнейдер — заводской тип 66. Они имели 174 дымогарные трубы диаметром 46/51 мм, статически определимое рессорное подвешивание с поперечной рессорой над осью поддерживающей колесной пары и продольными балансирами между рессорами движущих колесных пар с каждой стороны экипажа. В конструкции данных паровозов применялось много деталей и узлов, унифицированных с деталями и узлами товарных паровозов типа 0-3-0 завода Шнейдер (заводской тип 67) , в частности парораспределительный механизм Стефенсона с внутрирамным расположением кулисы.

Паровозы типа 66 завод Шнейдер строил: в 1867 и 1868 гг. для Орлово-Витебской железной дороги — номера соответственно 1 — 11 и 12 — 20 и наименования "Шереметьев", "Брандр", "Потемкин", "Гернгрос", "Марк", "Гу-бонин", "Казаков", "Садовский", "Ока", "Днепр", "Десна", "Двина" и др. (серия Ар Не 12 — 31 на Риго-Орловской дороге);

в 1867 г. для Шуйско-Ивановской дороги — серия A № 1 — 4 (серия Бп № 151 — 154 на Мос-ковско-Ярославско-Вологодской дороге, № 18 — 21 и та же серия на Московско-Ярославско-Архангельской дороге и серия Шп с теми же номерами на Северных железных дорогах);

в 1868 г. — для Грязе-Царицынской железной дороги — серия A № 1001 — 1006 (серия АГ № 61 — 66 на Юго-Востонных железных дорогах) и наименования "Гравве", "Барон Дельвиг", "Рейтерн", "Губонин" и"Кн. Волконский" (№ 1006 без наименования);

в 1869 и 1870 гг. для Курско-Харьково-Азов-ской дороги — серия П номера соответственно 1 — 10 и 11 — 20; в 1896 г. переданы на Полесские (серия KA№ 1 6 — 20) и Екатерининскую (серия (11 № 46 — 60) железные дороги.

В 1871 г. аналогичные паровозы серии Б № 107—117 с наименованиями "Данилов", "Козлянинов", "Барон Штейн гель", "Бер-нацкий", "Крылов" и др. для Борисоглебско-Ца-рицынской линии Грязе-Царицынской дороги (серия БГ№ 1 — 11 на Юго-Восточных железных дорогах) выпустил завод Борзиг. С конца XIX в. паровозы Орлово-Витебской дороги стали оборудоваться тормозами системы Герберта, Гря-зе-Царицынской дороги — системы Кертинга. К 1 910 г. большинство рассмотренных выше локомотивов типа 0-2-1 было оснащено тормозами системы Вестингауза; часть паровозов серии АГ Юго-Восточных дорог имела тормоза системы Кертинга или "Нью-Йорк"; на паровозах серии БГ тех же дорог в данное время применялись тормоза системы Кертинга или Гарди.

В начале XX в. паровозы Северных и Екатерининской железных дорог, а также серии БГ Юго-Восточных железных дорог оборудовались скоростемерами соответственно Гаусгельтера, Брюгемана и Стредли.

Несколько иную конструкцию имели паровозы типа 0-2-1 серии Вд № 14—18, изготовленные Ганноверским обществом в 1877 г. для военного запаса Юго-Западных железных дорог. Такие локомотивы оборудовались котлом диаметром 11 90 мм со 149 дымогарными трубами длиной 3425 мм и н аружным диаметром 52 мм, а также парораспределительным механизмом Аллана с внутрирамным расположением кулисы. Их двухосные тендеры имели запас воды 8,2 мэ.

Всего дляжелезных дорог России было выпущено 66 паровозов типа 0-2-1, из них заводом Шнейдер — 50, Борзиг — 11 и Ганноверским обществом — 5.
 

 

 

 

 

 

Классификация моделей паровозов по странам