Купить светильники technodeluxe.by.
Главная / Статьи / Паровозы типа 2-2-0

Паровозы типа 2-2-0

Экипажная часть паровозов типа 2-2-0, предназначавшихся для обслуживания как пассажирских, так и товарных поездов, состояла из двухосной бегунковой тележки и двух спаренных движущих колесных пар, закрепленных в одной жесткой раме. Задняя движущая колесная пара располагалась за топочной частью котла; с каждой стороны экипажа устанавливались балансир между рессорами движущих колес и общая рессора между колесами бегунковой тележки. Первые такие паровозы серии Б Александровский завод выпустил для Петербурго-Мос-ковской железной дороги . В 1861 г. для Волго-Донской железной дороги тот же завод построил паровозы № 9, 10, которые заимствовали много узлов и деталей от однотипных с ними паровозов серии Б.

В 1872 г. для Козлово-Воронежской железной дороги паровозы типа 2-2-0 изготовил американский завод Балдвин — серия Б № 201 — 204, а в 1875 г. — другой американский заводГ рандт, серия Г № 205 — 220. На Юго-Восточных железных дорогах эти паровозы получили обозначения серий соответственно БВ и гВ и номера 28 — 47. В том же 1875 г. завод Грандт выпустил паровозы серии П № 44 — 47  для Курско-Харьково-Азовской железной дороги.

Все паровозы американского производства типа 2-2-0 имели: раму с жесткой базой 2437 мм, тележку с базой 2057 мм, котел диаметром 1246 — 1250 мм со 160— 166 дымогарными трубами длиной 3327 — 3400 мм и диаметром 46/51 мм. парораспределительный механизм Стефенсона с внутрирамным расположением кулисы, прожектор, установленный над котлом, а также будку локомотивной бригады и путеочиститель ажурных форм. Паровозы завода Балдвин работали с четырехосными тендерами, имевшими запас воды 8,3 м3, а завода Грандт — с двухосными тендерами с запасом воды 9,2 м.

По прибытии паровозов на Курско-Харьково-Азовскую железную дорогу движущие колеса диаметром 1701 мм были заменены колесами диаметром 1689 мм. В конце XIX в. паровозы американского производства Козлово-Воро-нежско-Ростовской железной дороги оборудовались тормозами системы Вестингауза; к 1910г. на Юго-Восточных железных дорогах они были оснащены тормозами практически всех систем, использовавшихся в то время на отечественных железных дорогах.

В 1876 г. Лозово-Севастопольская железная дорога приобрела для Севастопольского участка тяги, имевшего большие подъемы и кривые малого радиуса, 5 пассажирских паровозов типа 2-2-0 серии П № 30 — 34, построенных Коломенским машиностроительным заводом по собственному проекту (заводской тип 1 5). Размещение топочной части котла сзади спаренных осей позволило на таких локомотивах с передней двухосной тележкой (колесная база 1830 мм) получить жесткую базу (расстояние между крайними колесными парами рамы) всего 1765 мм при диаметре движущих колес 1676 мм. Паровозы серии П имели: 171 дымогарную трубу диаметром 45/50 мм, медную топку, общие рессоры между движущими колесами, продольные балансиры между рессорами колесных пар тележки, п арораспределительн ьй механизм Аллана с внутрирамным расположением кулисы, винтовой механизм перемены хода и инжекторы Шау.

Паровозы Коломенского завода предполагалось использовать с пассажирскими поездами на тяжелом горном профиле с подъемами до 15 %о Но из-за сравнительно небольшого усилия тяги, недостаточного диаметра цилиндров (394 мм), малого хода поршня (559 мм), больших колес и низкого давления пара (8 кгс/см2) они оказались мало пригодными для указанных условий. В1 901 г. локомотивы были переданы на построенный в том же году Новозыбковский подъездной путь, где и работали на дровяном отоплении, оборудованные тормозами системы "Нью-Йорк".

После постройки 5 паровозов для Лозово-Се-вастопольской железной дороги локомотивы типа 2-2-0 не выпускались в России до 1891 г. .

Паровозы типа 2-2-0 составляли основу пассажирского парка Финляндских железных дорог. Они имели обозначение серии А с цифровым добавлением, указывавшим на конструктивное отличие. Первые такие локомотивы были построены для железной дороги Гельсингфорс — Тампере в 1860 г. (№ 1 — 4), 1863 г. (№ 5, 6) и 1866 г. (№ 7,8) иносили наименования " Алутар", "Суоми", "Вуома", "Туули" и др. В 1875 г. паровозы № e j — 4 и № 5,6 на Финляндских железных доро-гахполучилиобозначениесерии А1 иномера соответственно 81 — 84 и 141,142. Несколько отличавшимся от них паровозам № 7,8 присвоили обозначение серии А2 и номера 212,213.

Для железной дороги Рихимяки-Петербург завод Дубе изготавливал паровозы серии A3 в 1869 г. (№ 11 — 20) и 1871 г. (№ 44 — 47). Для этой же дороги в 1874 — 1875 гг. свои первые паровозы № 57, 58 выпустил завод в Хельсинки. Эти локомотивы получили обозначение серии А5. Несколько отличавшиеся от них паровозы серии А6 № 79 — 85 для железной дороги Рихимяки-Пе-тербург в 1876 г. построил завод Зигль.

Для другой железной дороги Финляндии Хю-винка-Ганге паровозы типа 2-2-0 изготавливал завод Балдвинв1 872г.(№101 — 104)Hl873r.(№105—. 109). Первоначально они имели наименования "Яков", "Арнольд", "Петровск" и др. В1875 г. на Финляндских железных дорогахэти паровозы получили обозначение серии А4 и номера 63 — 71.

Всего за период с 1860 по 1880 г. на железные дороги России поступил 71 паровоз типа 2-2-0, из которых 40 работало на железных дорогах Финляндии.


 

Классификация моделей паровозов по странам