Вопросы магу http://www.expertus.su.
Главная / Статьи / Паровозы серии Ч

Паровозы серии Ч

В 1878 г. Коломенский машиностроительный завод, взяв за основу паровоз типа 0-4-0 серии Л Николаевской железной дороги, построенный заводом Кесслер, переработал его конструкцию и создал проект паровоза заводского типа 24. С 1879 г. завод начал строить такие паровозы для Уральской Горнозаводской железной дороги, на которой они получили обозначение серии Б. В 1881 г. для этой дороги заводом были выпущены паровозы Ne 178 — 186 с кулисой Стефенсона. В следующем 1882 г., заменив кулису Стефенсона кулисой Аллана, завод изготовил для Екатерининской железной дороги 30 паровозов, получивших обозначения Д101 — Д130 (с 1902 г. Д276 — Д305). В 1883 и 1884 гг. завод построил соответственно для Московско-Рязанской и Рязано-Козловскойжелезных дорог 10 и 5 таких же паровозов, получивших обозначения AMf — Ак220иТ401 — Т405. Всего Коломенский машиностроительный завод выпустил 77 паровозов типа 24.

Внеся улучшения в конструкцию паровозов типа 24, Коломенский завод создал проект паровоза заводского типа 31. По контракту с Департаментом железных дорог от 2 сентября 1883 г. завод в конце этого же года изготовил для Екатерининской железной дороги 5 таких паровозов, получивших обозначения Д96.....'00 .г г. Д271 - Д275).

В отличие от паровозов типа 24 паровозы типа 31 имели уменьшенное с 212 до 210 количество дымогарных труб» уменьшенное с 5029 до 4965 мм расстояние между трубными решетками, по два горизонтальных инжектора Фридмана На 9 вместо инжекторов Шау, винтовой привод у реверса и увеличенную с 45,7 до 48,4 т сцепную массу, Были и другие менее значительные изменения.

Сцепная масса паровозов типа 31, при которой статическая номинальная нагрузка от колесных пар на рельсы составляла 12,1 тс, позволяла им работать на путях с рельсами массой 30,2 кг/м, широко распространенными в то время на железных дорогах России.

После испытаний нового паровоза на казенных железных дорогах Министерство путей сообщения признало целесообразным выпуск таких локомотивов для казенных и частных железных дорог. Паровозы получили наименование паровозов "правительственного запаса. Этими локомотивами в оборонных целях были снабжены все казенные железные дороги западной полосы России.

Паровозы типа 31 Коломенский завод строил в период 1883 — 1891 гг., в 1886 г. их выпускам также Мальцевский завод в Людинове, для которого это был последний год выпуска паровых локомотивов. Всего Коломенским и Мальцевским заводами было построено 499 паровозов типа 31, причем локомотив был тысячным паровозом, выпущенным Коломенским заводом.

Паровозам "правительственного запаса" в 1912 г. было присвоено обозначение серии Чк (четырехосный, проект Коломенского завода); на Закавказской дороге оставшимся к этому времени в эксплуатации паровозам дали новые номера 9570 — 9681.

После 1910 г. простые машины на некоторых паровозах типа 31 заменялись машинами компаунд с цилиндрами диаметром 500 и 730 мм, т. е. таких же размеров, как и у строившихся в те годы паровозов типа 0-4-0 серии О.

Кроме паровозов "правительственного запаса" Мальцегский завод в 1881 —1 883 гг, строил паровозы типа 0-4-0 по своему проекту. Они незначительно отличались от локомотивов Киево-Брестской железной дороги, изготавливавшихся заводом в 1877 г. В 1881 г. завод построил 5 паровозов (Т416 — Т420) для Тамбово-Саратовской железной дороги, в 1882 г. 12 паровозов (Ne 131 — 142) и в 1 883 г. 3 паровоза (Ns 143 — 145) для Екатерининской железной дороги. В 1884 г. на этой дороге указанные паровозы получили обозначение серии Е и номера 81 — 95, а в 1902 г. — номера 306 — 320 при сохранении прежнего обозначения серии. По своему проекту Мальце*ский завод построил в период 1877 — 1883 гг. всего 40 паровозов. В 1912 г. они получили обозначение серии Чм.

В 1880 г. начал выпускать паровозы типа 0-4-0 по своему проекту Невский завод . Эти паровозы имели по 211 дымогар ных труб длиной 4990 мм и диаметром 46/51 мм, парораспределительный механизм с кулисой Аллана и ряд конструктивных узлов, характерных для локомотивов данного завода. Сведения о выпуске заводом таких паровозов приведены в табл. 26, а их основные параметры — ниже, в табл. 2.8. Всего за период 1881 — 1891 гг. завод построил ЗМ паровозов указанной конструкции, а вместе с локомотивами, выпущенными в 1880 г., — 368. При учете они были приравнены к паровозам "правительственного запаса".

При передаче паровозов с Ивангородо-Дом-бровской и Варшаво-Тереспольской железных дорог на Привислинские они получили обозначения П — Г58. Паровозы, работавшие на Екате-ринбурго-Тюменской железной дороге, в дальнейшем поступили на Самаро-Златоустовскую железную дорогу и вместе с уже там эксплуатировавшимися шестью паровозами Невского завода выпуска 1881 г. к 1910 г. имели обозначения Б861 — Б896. При образовании в 1893 г. Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги паровозы Лозово-Севастопольской железной дороги получили обозначения Н460 — Н469, а паровозы Курско-Харьково-Азовской дороги — Н470 — Н503. При образовании в 1907 г. Южных железных дорог паровозам Харьково-Никола-евской железной дороги присвоили обозначение серии Нр и номера в интервале 510 — 544. В 1897 г. паровозы 0-4-0 Невского завода» переданные с Псково-Рижской на Екатерининскую железную дорогу, стали обозначаться Ж135 — Ж145.

По системе 1912 г. паровозы Невского завода получили обозн ачение серии Чн.

В 1892 г. по заказу Юго-Западных железных дорог Брянский завод построил свои первые локомотивы — 24 паровоза типа 0-4-0, прообразом которых послужили паровозы серий Кг и К той же дороги. Новым паровозам были присвоены обозначение серии К6 и номера 58 —81.

На паровозах заводского типа Г (Кв58 — К 81) по предложению инженера J1. М. Леви была поставлена топка с полукруглым потолком из волнистой меди без креплений вместо коробчатой топки с анкерным креплением балками. В дальнейшем топки такой конструкции не применялись, так как были случаи взрыва котлов. Паровозы серии КБ имели машину компаунд с диаметром цилиндров 500 и 710 мм, ходом поршня 650 мм, а также парораспределительный механизм Стефенсона с наружным расположением кулисы. Перед постройкой паровозов серии К6 машина компаунд была исследована на паровозе серии К Юго-Западных железных дорог .

В 1893 г. паровоз типа 1 Брянский завод построил для принадлежавшей ему тогда линии 8 Так как Брянский завод ввел сразу заводски типы для отличавшихся между собой паровозов, как это , например, Коломенский завод, в данном параграфе и ниже  паровозов постройки Брянского завода номер листа "Альбома паровозов, построенных Брянским заводом (издание 1908 г.) условно будет рассматриваться как заводской тип. Жуковка — Акуличи, обслуживавшей лесное хозяйство этого завода. Впоследствии данный паровоз работал на Риго-Орловской железной дороге, где имел обозначение НК426.

Результаты эксплуатации паровозов серии К6 были оценены Юго-Западными железными дорогами как положительные, и они продолжали заказывать такие паровозы и в последующие годы. В 1893 и 1894 гг. Невский завод изготовил для этих дорог паровозы, получившие обозначения соответственно К"82 — Кн96 и KH9J. Кроме того, в Главных Одесских мастерских Юго-Западных железных дорог в 1894 г. были построены паровозы К°109 —К°1 1 3,в1 896 г. — К°1 14, К°115 и в 1897 г. — К°116 — К°121. Еще до изготовления паровозов Юго-Западным железным дорогам 6 аналогичных локомотивов в 1892 г. Невский завод выпустил для Мое ко в с ко-Ярославско-Вологодской железной дороги, на которой они получили обозначения Нп55 — НпбО. Эти обозначения были изменены на НлдЗОІ — Ню306 после ввода в 1898 г. в эксплуатацию участка от Вологды до Архангельска и образования Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.

Всего было построено 60 паровозов серии К6 и близких к ним по конструкции; широкого распространения на сети русских железных дорог они не получили. В 1912 г. указанным паровозам присвоили обозначение серии Ч6, где индекс Б указывал на фамилию инженера А. П. Бородина, занимавшегося изучением паровозов с машиной компаунд.

В 1893 г. Московско-Казанская железная дорога для обслуживания товарного движения заказала Коломенскому машиностроительному нако Московско-Киево-Воронежская железная дорога, чтобы отличить паровозы постройки Брянского и Путилове кого заводов продолжала некоторое время обозначать ил серия ми Чв и Ч № что было оправдано наличием разных конструктивных узлов на этих локомотивах.

Благоприятные результаты применения на паровозах перегретого пара побудили ряд железных дорог оборудовать пароперегревателями ранее построенные паровозы, работавшие на насыщенном паре. Так, в 1910 — 1914 гг. на Московско-Казанской железной дороге пароперегревателями были оборудованы 6 паровозов серии Ч* (Ns 21 5,216,219,220,229 и 230) и 1 3 паровозов серии Чн (№ 246, 277, 284, 291, 297, 343, 346, 351, 356, 362, 369, 391 и 448), которые получили обозначение серии Чп и номера соответственно 601 —606 и 607 — 619.

Одними из последних паровозов типа 0-4-0, имевших в обозначении серии букву Ч были 1 2 локомотивов, изготовленных Коломенским заводом (заводской тш 113) по заказу Варшаво-Венской железной дороги для линий колеи 1435 мм. Эти паровозы (рис 218 и 219) строились в 1909, 1910 и 1911 гг. и имели номера соответственно 478; 479, 480 —484 и 485— 489. В1912 г. им было присвоено обозначение серии Ч*1. Верхние индексы "в" и "п" указывали на название железной дороги и наличие пароперегревателя, а нижний — на завод-изготовитель.

Паровозы серии Ч*П были оборудованы инжекторами Фридмана Ns 10, тормозами системы "Нью-Йорк", имели по 122 дымогарных трубы диаметром 44/49 мм и по 21 жаровой трубе диаметром 125/1 33 мм, в которых располагались элементы пароперегревателя Шмидта с поверхностью нагрева 36 м2. Во время войны 1914 — 1918гг. несколько паровозов серии 4LH были переделаны на колею 1524 мм.

В номенклатуре серий паровозов, составленной в 1917г. инженером Е. П. Корюкиным, фигурировала серия Чг, которая была отведена для трофейных паровозов типа 0-4-0 Галицийских железных дорог. Есть основание предполагать, что речь шла о паровозах австрийских железных дорог серии 73, оказавшихся на территории, занятой русскими войсками.

Паровозы серии Ч всех индексов после Октябрьской революции были заменены более мощными паровозами и уже не работали с поездами, а использовались на маневрах и вспомогательной работе. Если на 1 января 1914 г. на железных дорогах МПС было 1283 паровоза серии Ч, то в середине 30-х годов их оставалось около 250, а на 1 января 1940 г. — всего 160. Дольше всех — до середины 50-х годов — с товарными поездами работали паровозы серии Чн на участках от станции Голутвин до станций Озеры и Луховицы Московско-Рязанской железной дороги.




 

Классификация моделей паровозов по странам