Главная / Статьи / Паровозы серии Ц

Паровозы серии Ц

Одновременно с заказом паровозов типа 1-4-0 «зони X начальник технического отдела службы яги Владикавказской железной дороги инженер В. И. Лопушинский разработал эскизный проект паровозатипа 1 -4-0 с двухцилиндровой машиной компаунд. Такие паровозы дорога заказала германским заводам Геншель и Ганноверского общества в количестве соответственно 40 и 30 единиц. Предусматривалось, что эти локомотивы будут иметь движущие колеса диаметром 1250 мм, цилиндры диаметром 530 и 750 мм с ходом поршня 650 мм, парораспределительный механизм Вальсхарта, переднюю одноосную тележку Бисселя, котел с топкой Бельпера, испаряющей поверхностью нагрева 180,5 м2 (224дымо-гарным трубы диаметром 46/51 мм), площадью колосниковой решетки 2,48 м2 и давлением пара 12 кгс/см2. Паровозы указанной конструкции завод Геншель построил в 1896 г., а завод Ганноверского общества — в 1896 — 1897 гг.. Первоначально они получили обозначение серии М, а в 1912г.— Ц.

В 1899 г. паровозы серии Ц строил Брянский завод. Когда началось сооружение Китайско-Восточной железной дороги (имевшей в то время объединенное руководство с Владикавказской), подобные паровозы для нее были заказаны заводу Фив-Лилль, Франко-бельгийскому обществу (бывш. завод Эврард) в Брюсселе и заводу в Мюльгаузене (ныне Мюлуз). В1904 г. для этой же дороги паровоза строили также Харьковский и Брянский заводы. Всего было выпущено 214 паровозов серии Ц. Один из них в 1900 г. демонстрировался на всемирной выставке в Париже.

Паровозы серии Р имели испаряющую поверхность нагрева 155,6 м2, площадь колосниковой решетки 2,54 м2, давление пара 12 кгс/см2. Топка была выполнена с плоским потолком. Диаметр цилиндров составлял 400 и 600 мм, ход поршней — 600 мм, диаметр дьижущих колес — 1230 мм. Поршни обоих цилиндров каждой стороны паровоза были посажены на общий шток; пар из цилиндра высокого давления правой стороны через перепускную трубу поступал в цилиндр низкого давления левой стороны, а из цилиндра высокого давления левой стороны — в цилиндр низкого давления правой. Толщина листа рамы составляла 30 мм. Общая масса паровоза своим Р в рабочем состоянии равнялась 61 т, сцепная масса — 53 т; максимальная скорость паровоза была установлена 50 км/ч.

В процессе выпуска паровозов заводы-изготовители вносили в их конструкцию отдельные изменения: паровые тормоза были заменены пневматическими тормозами системы "Нью-Йорк" или Вестингауза, под сухопарником начали ставить предохранительные клапаны пружинно-рычажного типа.

Проведенные на Московско-Виндаво-Рыбин-ской железной дороге под руководством инженера А. О. Чечотта исследования показали, что по силе тяги паровоз серии Р не уступал паровозам серии Щ , имевшим сцепную массу 64 т.  был неудобен для ремонта и обслуживания из-за внутри рамного расположения кулисы парораспределительного механизма и применения машины тандем-компаунд.

Паровозы серии Р хорошо работали на равнинных -линиях, но оказались мало пригодными для линий, проходящих по пересеченной местности, как, например, большинство линий Рязан-ско-Уральской железной ftqpora и пиния Козлов — Воронеж — Ростов Юго-Восточных железных дорог. Поэтому в 1914— 1917 гг. все паровозы серии Р с Юго-Восточных дорог были переданы на Московско-Виндэчо-Рыбинскую железную дорогу, а в середине 20-х годов паровозы с Ряза-но-Уральской железной дороги поступили на Северо-Западные и Московско-Белорусско-Балтийскую железные дороги.

По состоянию на 1 января 1923 г. на СевероЗападных железных дорогах имелось 125 паровозов серии Р, на Московско-Белорусско-Балтийской — 140, Московско-Киево-Воронежской — 92 и на Рязанско-Уральской — 108, а на 1 января 1928 г. на Северо-Западных дорогах было 42 паровоза, на Московско-Белорусско-Балтийской — 158, Московско-Киево-Воронежской — 45 и Московско-Курской — 31. На последней из перечисленных дорог в 1925 — 1930гг. паровозы серии Р обслуживали линию Москва — Нижний Новгород.

Еще до начала Великой Отечественной войны паровозы серии Р на главных линиях были заменены более мощными локомотивами и продолжали использоваться лишь на второстепенных линиях и подъездных путях предприятий.
С 1899 г. на Финляндские железные дороги для обслуживания товарных поездов стали поступать заказанные американскому заводу Бал-двин паровозы типа 1-4-0, которые получили в технической документации и литературе обозначение серии К1. Паровозы следующих двух серий К2 и КЗ изготовлял завод Тампере, находившийся на территории Финляндского Княжества, и, наконец, паровозы серии К4 — Американская паровозостроительная компания (АЛКО) в городе Скенектади.


 

 

 

 

 

 

Классификация моделей паровозов по странам