Прихожие на заказ в Запорожье continent.zp.ua.
Главная / Статьи / Паровозы серии Ы

Паровозы серии Ы

В 1909 г. началось строительство Армавир-Туапсинской железной дороги, которая должна была соединить главную линию Владикавказской железной дороги с Майкопом и Черноморским побережьем. Так как на сооружаемой дороге укладывались рельсы массой 30 кг/м, нагрузка от колесных пар паровозов ограничивалась 15 тс. Руководители Армавир-Ту апсин-ской железной дороги, так же как и Московско-Казанской, считали нецелесообразным применять для товарной службы паровозы типа 1-4-0 и выбрали тип 0-4-0. Вследствие того что сцепная масса паровозов серии О8  составляла только 53 т, а дорога могла позволить при четырех осях 60 т, было решено спроектировать новый паровоз с более мощным, чем у паровоза серии О8, котлом. Применение же на Ар-мавир-Туапсинской железной дороге паровозов типа 0-4-0 серии Y считалось недопустимым из-за нагрузки от колесных пар на рельсы 1 6 тс.

Технический проект паровоза типа 0-4-0 был выполнен инженерами Н. П. Каськовым-и Н. Н. Байдаком. Чертежи разработал Коломенский машиностроительный завод, которому дорога заказала в 1910 г. первые 16 паровозов (заводской тип 117). В договоре с Коломенским заводом было отмечено, что паровозы с нагрузкой от движущих колесных пар на рельсы выше 15 тс приниматься дорогой не будут, поэтому толщина листа рамы была уменьшена с 33 до 32 мм.

Коломенский машиностроительный завод строил паровозы серии Ыв1910 — 1916 гг.; с 1914 по 1920 г. такие же паровозы изготавливал казенный Камско-Воткинский завод, иногда называемый просто Воткинским. Всего было выпущено 236 паровозов серии Ы.

В 1916 г. на Северные железные дороги с других дорог были переданы 12 паровозов серии Ь1, которые получили номера 700 — 711. В 1917 г. эти локомотивы поступили на Олонецкую дорогу. Есть данные,что 10 паровозов серии Ы Коломенского завода постройки 1915 г. работали в дальнейшем на Ач и нско-Минусинской железной дороге.

В 1911 г. когда началась эксплуатация участка Армавир — Майкоп и заканчивалось строительство участка Белореченская — Туапсе, Арма-вир-Туапсинская железная дорога заказала Коломенскому заводу новую партию паровозов типа 0-4-0. По предложению инженера А. О. Че-чотта на новых паровозах при сохранении машины компаунд (но с увеличенными до 550 и 790 мм диаметрами цилиндров) был установлен двух оборотный пароперегреватель Шмидта. Последний имел размеры и количество жаровых труб такие же, как на паровозах серии Y Nfi 521 — 536. Указанные локомотивы начали поступать на дорогу в 1912 г. и получили обозначение серии Ь1Ч  и номера 117 — 126.

Испытания одного из паровозов серии Ыч, проведенные в 1913 — 1914 гг. на Николаевской железной дороге, показали, что эти локомотивы имели самый низкий расход пара на единицу работы из всех ранее построенных товарных паровозов.

В 1915 г. Коломенский машиностроительный завод изготовил для Кольчугинской железной дороги (линия Юрга — Кольчугино с веткой Топки — Кемерово) 18 паровозов серии Ын, получивших на дороге номера 6 — 23, т. е. всего завод выпустил 28 паровозов этой серии.

Паровоз серии Ыч являлся самым мощным в России паровозом с машиной компаунд. Имея наибольший диаметр цилиндра низкого давления (790 мм), при размещении которого были использованы почти полностью допустимые габаритные размеры, этот паровоз развивал мощность 1000 — 1100 л. с. Дальнейшее увеличение мощности двухцилиндровой паровой машины компаунд вызывало затруднение как из-за ограничений по габаритным размерам, так и по уравновешиванию вследствие большой массы поршня цилиндра низкого давления. При машине компаунд ухудшалась также работа конуса, менее равномерно распределялись касательные усилия тяги и неодинаково изнашивались движущий и парораспределительный механизмы правой и левой сторон паровоза.
Почти параллельно с постройкой паровозов серии Ыч Коломенский машиностроительный завод изготовлял для Алтайской железной дороги (линии Алтайская — Бийск, Новониколаевск — Алтайская — Барнаул — Семипалатинск) усиленные по сравнению с паровозами серии Ы локомотивы. На них на 460 мм была увеличена длина дымогарных труб, составившая 4660 мм, как и у паровозов серий Ц, У были использованы качающиеся колосники, ранее примененные на пассажирских паровозах серии А Пермской и серии Б № 1038 — 1047 Юго-Восточных железных дорог, и поставлены клапаны Рикура на цилиндрах высокого давления. Завод выпускал паровозы в 1913 г. (20 единиц), 1914 г. (16) и 1915 г. (28); они получили обозначение серии Ыу и номера в интервале от 101 до 165.

После заказа первых двух паровозов Ы101 и Ы102 (см. табл. 231) построенная в 1913 — 1915 гг. Олонецкая железная дорога [Мегрега — Олонец — Янисьярви — Суоярви — Петрозаводск — Званка (ныне Волховстрой)] по предложению инженера А. А. Жданко поручила Коломенскому машиностроительному заводу изготовить паровозы наподобие серии Ы, но с простыми машинами, работающими на перегретом паре. Эти паровозы, получившие обозначение серии Ып (рис. 2.75), имели цилиндры диаметром 550 мм, впоследствии увеличенным до 555 мм; все остальные основные размеры у них были такими же, как у паровозов серии Ыч. Для Олонецкой железной дороги было построено 14 таких паровозов (в 1915 г. № 103 — 110, в 1916 г. № 111 — 116), для Кулундинской (линия Татарская — Карасук — Кулунда) — 21 (в1916г.1*>401 — 413, »1917 г. N® 414 — 421), для Подольской (линии Коростень — Каменец-Подольскл, Коростень — Жлобин) — 9 (№ 201 — 209), т. е. всего было выпущено 44 паровоза серии ЬГ.В общей сложности было построено 372 паровоза серии Ы всех индексов. 
Паровозы серии Ы всех разновидностей выпускались с тормозами системы Вестингауза, а имевшие машины компаунд — с приборами отправления Линднера.

На паровозах серий Ы4 и Ыу были установлены инжекторы Фридмана ТН-10 и пресс-масленки этого же конструктора.Златоустовской — 3, Северных — 1, Мурманской — 7, Октябрьской — 2, Юго-Западных — 3, Закавказской — 23, Северо-Кавказской — 27 и Сибирских — 143.

За все время эксплуатации основная работа этих паровозов заключалась в обеспечении движения поездов на малодеятельных и тупиковых линиях, подвозке грузовых и пассажирских поездов к основным магистралям страны. Еще в конце 40-х годов паровозы эксплуатировались нали-ниях Шорапани — Чиатура, Тбилиси — Гурджаани Закавказской дороги, Надеждинск — По-кровск-Уральский, Надеждинск — Сосьва Свердловской, Защита — Локоть, Защита — Серебрянка Томской железной дороги. По мере поступления на эти линии более мощных локомотивов паровозы серии Ы переводились на маневры или отстранялись от работы. Массовое исключение их из инвентаря дорог проводилось в период - 1957 гг.







 

 

 

 

 

 


 

Классификация моделей паровозов по странам