Главная / Статьи / Паровозы серии Я

Паровозы серии Я

В конце XIX в. на ряде железных дорог, и прежде всего на Московско-Ярославско-Архангельской, стали получать распространение так называемые дачные поезда. Требовалась также замена на этой дороге паровозов типа 1-2-0 более сильными и мощными локомотивами. Специалисты службы тяги, зная, что паровозы серии № с машиной компаунд плохо трогаются с составами с места и малопригодны для обслуживания дачных поездов, остановили свой выбор на паровозе типа 1-3-0 с простой двухцилиндровой машиной, работающей на насыщенном паре. Чтобы увеличить силу тяги у этих паровозов по сравнению с паровозами серии Нд, решено было уменьшить диаметр движущих колесных пар с 1900 до 1800 мм.

В 1896 г. по заказу Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Невский завод спроектировал и начал строить пассажирские паровозы типа 1-3-0, получившие на дороге первоначально серию А, а в 1912 г. — серию Я, что означало "Ярославская дорога".

Паровозы имели массу в рабочем состоянии 53 т, сцепную массу — 40,5 т, диаметр цилиндров — 482 мм, ход поршня — 650 мм, испаряющую поверхность нагрева котла — 161 м2, площадь колосниковой решетки — 2,3 м2, давление пара составляло 11 кгс/см2. На паровозах были установлены парораспределительный кулисный механизм Джоя, два паровых колпака и наружные паропроводные трубы. Эти локомотивы оказались очень простыми, выносливыми, не требовали частого ремонта, но расходовали на единицу работы несколько больше топлива, чем близкие к ним помощности паровозы серии Нд с машиной компаунд.

Всего Московско-Ярославско-Архангель-ская железная дорога получила в 1896 — 1903 гг. от Невского завода 43 паровоза серии Я. До прибытия на дорогу более мощных паровозов серии С  паровозы серии Я обслуживали, в частности, поезда на участке Москва — Александров. Кроме Московско-Ярославско-Архан-гельской железной дороги, паровозы серии Я заказывались Либаво-Роменской (первоначальное обозначение серии паровозов на этой дороге ПН), Полесскими (Н), Екатерининской (Н), Самаро-Златоустовской (А„ и Ап), Закавказской (Бн) и Московско-Брестской (И) железными дорогами. Паровозы, построенные после 1897 г., имели испаряющую поверхность нагрева 158 м2 за счет уменьшения числа дымогарныхтруб с 230 до 208 при одновременном увеличении их длины с 4070 до 4400 мм.

Данные о выпуске паровозов серии Я по годам с указанием их обозначений в момент поступления с завода на железную дорогу приведены в табл. 3.8. Всего было поставлено 150 паровозов серии Я.До конца 1905 г. с Самаро-Златоустовской железной дороги было передано на Московско-Ярославско-Архангельскую (МЯА) 8 паровозов серии Ан №e 3І — 33,36 — 40, получивших новое обозначение А141 — А148; с Либаво-Роменской на МЯА поступило 3 паровоза серии ПН № 62,63, 66, получивших обозначение А149 — А151 Паровозы Н61 — Н73 с Екатерининской железной дороги были в 1904 г. переданы на Закавказскую, где получили обозначение Бн569 — Бн58і. В1У Т 2 г. находившиеся на Закавказской железной дороге 19 паровозов Путиловского завода получили обозначение Я9060 — Я9067, Я9106 — Я9116, а 38 паровозов Невского завода — обозначения Я9068 —Я9105.

Большинство паровозов серии Я было исключено из инвентаря во второй половине 20-х годов, причем в 1923 г. паровозы этой серии уже были сосредоточены только на двух дорогах: Северных (80 паровозов) и Закавказской (69 паровозов).

 

 

 

 

 

 

 

Классификация моделей паровозов по странам