Все подробности автозвук официальный сайт ярославль здесь.
Главная / Статьи / Паровозы серии А

Паровозы серии А

В 1892 г., когда для Николаевской железной дороги строились первые паровозы типа 1-3-0 серииН, Владикавказская железная дорога спроектировала и заказала Коломенскому машиностроительному заводу шесть паровозов типа 2-3-0, которые были построены в этом же году. Они имели двухцилиндровую машину компаунд, парораспределительный кулисный механизм Джоя и движущие колеса диаметром 1830 мм; масса паровоза в рабочем состоянии составляла 60,3 т, сцепная масса — 39,6 т; конструкционная скорость была установлена 100 км/ч. Указанные паровозы, обозначенные первоначально дорогой ГІ41 — П44 потом по системе 1900 г. П241 —П246, в 1912 г. получили обозначение сери Ад .У этих паровозов были четырехосные тендеры с бакам и для воды объемом 1 9,4м3, как и у товарных паровозов серии той же дороги.

В 1894 г. проект паровоза типа 2-3-0 при участии инженера В. И, Лопушинского был несколько изменен; был увеличен диаметр цилиндра низкого давления, испаряющая поверхность нагрева котла за счет удлинения дымогарных труб с 4300 до 4600 мм была доведена до 164,8 м2, большими стали площадь колосниковой решетки и давление пара, изменилась конструкция кулисного механизма Джоя. По этому проекту в 1894 и 1895 гг. Коломенский завод строил паровозы для Рязанско-Уральской железной дороги. С 1895 г. паровозы изготовлялись с меньшим количеством дымогарных труб (192 вместо 210) и имели поверхность нагрева котла 152,4 м2.

Все паровозы с кулисным механизмом Джоя, построенные в 1894-м и последующих годах, в 1912 г. получили обозначение серии Ад.

Данные о выпуске паровозов серии Ад по годам с указанием их обозначений в момент поступления с завода приведены в табл. 3.9.

Паровозы К1 — Кб после передачи их с Московско-Курской, Нижегородской и Муромской железной дороги на Привислинские получили обозначение К11 — К16, а паровозы К1 — К12 Петербурго-Варшавской железной дороги после ее включения в состав Северо-Западных железных дорог — Ка1 — Ка12. Паровозы П47, П61 — П90 Владикавказской железной дороги по системе 1900 г. стали обозначаться П247, П261 — П290.

В1896 г. при постройке пассажирских паровозов серии А, заказанных Московско-Киево-Воронежской железной дорогой, парораспределительный кулисный механизм Джоя был заменен кулисным механизмом Вальсхарта, нагрузка от движущей колесной пары на рельсы была увеличена до 14 тс, давление пара у новых паровозов было повышено с 11,5 до 12 кгс/см2. Паровозы типа 2-3-0 с кулисным механизмом Вальсхарта получили в 1912 г. обозначение серии Ав (рис. 3.33 и 3.34).

Данные о выпуске паровозов серии Ав по годам с указанием их обозначений в момент поступления на дорогу приведены в табл. 3.10.

Всего было построено 432 паровоза серии Ав. Общее количество построенных паровозов серии А всех разновидностей составило 533 единицы.

Паровозы П91—П100 Рязанско-Уральской железной дороги в 1900 г.получили обозначение П291 — П300.

Все паровозы серии А были оборудованы пневматическими тормозами, преимущественно системы Вестингауза; частные же дороги
(Владикавказская, Рязанско-Уральская, Московско-Киево-Воронежская) применяли тормоза системы "Нью-Йорк"; основным типом скоростемера был прибор Гаусгельтера; всепаровозы серий Ад и А8 имели трехосные тендеры.


Владикавказская железная дорога с 1913 г. приступила к оборудованию паровозов серий Ад и Ав пароперегревателями. Паровозы с пароперегревателями получили обозначение серий Ав и A или просто Ап«На паровозах серии Ап были установлены одинаковые цилиндры диаметром 540 мм и пароперегреватели с поверхностью нагрева 35 м2, что уменьшило испаряющую поверхность нагрева со 152,4 до 142 м2. Другие железные дороги, не убедившись в целесообразности этого мероприятия, такой переделки не вели.

Паровозы типа 2-3-0 серии А строились параллельно с паровозамитипа 1 - 3-0 серии Н потому, что многие специалисты-тяговики считали обязательным для пассажирского локомотива наличие передней двухосной тележки, улучшающей прохождение кривых. Особенно придерживались этого мнения инженеры частных железных дорог, где пассажирские паровозы типа 1-3-0 почти не применялись.

Опыт эксплуатации паровозов серии А и серии Н показал, что первые уступали вторым в быстроходности и экономичности. Это послужило одной из причин меньшего распространения паровозов серии А, чем серии Н.

Уже в 20-х годах паровозы серии А начали интенсивно исключаться из инвентаря железных дорог. Если на 1 января 1923 г. их было 482 единицы, то уже на 1 января 1930 г. — всего 201, а на 1 января 1940 г. — менее 50. Заменялись они в основном паровозами серий С и Б.

В 1939 — 1941 гг. часть остовшихся паровозов серии А использовалась в кг честве силовых установок для передвижных электростанций, часть была передана промышленности для работы на подъездных путях. Последний паровоз был исключен из инвентаря МПС в 1957 г.


 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация моделей паровозов по странам