Главная / Статьи / Паровозы серии Ку

Паровозы серии Ку

До 1910 г. участок Москва — Рязань Московско-Казанской железной дороги с пятью парами скорых поездов обслуживался паровозами серий Ж и 3, а участок Рязань — Сызрань — паровозами серии К. С увеличением веса составов и скоростей на Московском участке паровозы серий Ж и 3 оказались слишком слабыми, попытка же применить при скоростях 80—100 км/ч паровозы серии К не дала благоприятных результатов . Инженеры дороги Е. Е. Нольтейн и П. И. Кра-совский разработали задание на проектирование нового паровоза на базе паровоза типа 2-3-0 серии К. Проектирование было выполнено Коломенским машиностроительным заводом под руководством конструктора К. Н. Сушкина. Новый локомотив (заводской тип 120) имел несколько больший котел, чем паровоз серии К (испаряющая поверхность нагрева 180,8 м2), пароперегреватель Шмидта с поверхностью 47,4 м2, медную топку с колосниковой решеткой площадью 3,18 м2; давление пара составляло 13 кгс/см2 . Диаметр движущих колес был увеличен с 1700 до 1900 мм при сохранении размеров паровых машин паровоза серии К На паровозах предусматривалось применение инжекторов Фридмана НН № 10, скоростемеров Гаусгельтера, оборудования электрического освещения Пинча, пресс-масленок Фридмана и тормозов Вестин-гауза или системы "Нью-Йорк".

Получился довольно удачный тип быстроходного паровоза с нагрузкой от движущей колесной пары на рельсы около 17 тс. Поскольку Министерство путей сообщения не допускало прохождения по мостам участка Москва — Рязань паровозов с нагрузкой от колесной пары выше 16 тс, пришлось облегчать многие части нового паровоза, даже в ущерб их прочности. В результате во время опытных поездок со скоростью 125 км/ч случались нагревы подшипников и изгибы спарников.

Пассажирский паровоз нового типа получил первоначально обозн ачениесерии Бж а затем по системе 1912 г. — Ку, что означало коломенский усиленный.

  Паровозы серии Ку строились Коломенским машиностроительным заводом в трех вариантах: с трехосным тендером без продольных балансиров; с трехосным тендером, имеющим продольные балансиры между первой и второй колесными парами, и (последние шесть машин) с четырехосным тендером на тележках Даймонда (шкворневые балки этих тележек через рессоры опираются на боковые рамы тележек). Кроме того, паровозы отличались системой тормозов, устройствами беспарного хода (клапан Рикура, а затем байпасы Зяблова— Башкина), формой отдельных деталей.

Завод выпускал паровозы серии К* в 1911 — 1914 гг. (1911 r . - N s l —8, 1912 г. — Ne 9 — 33, 1914 г. — № 34 — 39). Все они были направлены на обслуживание линии Москва — Рязань Московско-Казанской железной дороги, где заменили в дальнем движении паровозы серий 3 и Ж.

В 1913 г. несколько паровозов серии Ку временно использовались на Варшавской линии Северо-Западных железных дорог, курьерские и пригородные поезда которой имели в то время наиболее высокие скорости движения. Работая параллельно с паровозами серии С, паровозы серии К*, несмотря на снабжение их высокосортным топливом, не выдерживали заданное время хода наряде перегонов.

В 1925 г. на паровозе К*29 в порядке опыта был установлен подогреватель воды системы
Кайля — Потонье (рис. 3.50), в дальнейшем снятый с паровоза.

Паровозы серии Ку оказались достаточно экономичными, простыми в ремонте, но уступали по мощности и ряду других показателей паровозам серии С (см. § 3.15). Особенностью экипажной части паровоза серии Ку являлось отсутствие в системе рессорного подвешивания балансиров — каждая ось имела свое подвешивание. Такая статически неопределимая система подвешивания, нуждающаяся в частых тщательных регулировках, не оправдала себя в эксплуатации и в дальнейшем на паровозах, как правило, не применялась. Первоначально установленная для паровозов максимальная скорость 110 км/ч затем была поднята до 115 км/ч.

До середины 1940 г. паровозы серии Ку обслуживали на линии Москва — Рязань дальние поезда и пригородные, выходящие за пределы электрифицированного участка Москва — Раенское; в дальнейшем некоторые из них были переданы на другие участки дороги. До 1936 г. паровозы серии Ку работали на нефтяном отоплении, а затем были переведены на угольное.

После Великой Отечественной войны часть паровозов серии Ку вновь были переведены на нефтяное отопление. Наиболее интенсивно паровозы исключались из инвентаря в 1957 — 1958 гг. Последние паровозы зтой серии (Ку10 и Ку30) окончили свое существование в 1962 г.


 

Классификация моделей паровозов по странам