http://krown-spb.ru/ ржа не нужна антикорозийка для авто.
Главная / Статьи / Паровозы серии Б

Паровозы серии Б

В самом начале XX в. Московско-Киево-Воронежская железных дорога по условиям своей работы не могла использовать ни один из типов эксплуатировавшихся в то время паровозов. Наиболее близким к требующемуся, по мнению инженеров дороги, являлся паровоз типа 2-3-0 серии Г, но мощность его была недостаточной. Поэтому когда в 1905 г. Московско-Киево-Воронежская железная дорога заказала Брянскому заводу пассажирские паровозы, он спроектировал новый паровоз типа 2-3-0, отличавшийся от паровоза серии Г применением простой двухцилиндровой машины, работавшей на перегретом паре, и более мощным котлом. Используя опыт эксплуатации паровозов серии Г, завод ввел также ряд конструктивных новшеств, обеспечивших надежную работу паровоза. Первоначальный проект паровоза типа 2-3-0 был разработан инженером С. О. Розенблюмом совместно с инженерами технического бюро завода.

В 1907 г. было построено 3 опытных паровоза типа 2-3-0 серии АЛ Не 125 — 127, которые впоследствии получили обозначение Б100 — Б102. После испытания опытных паровозов на Московско-Киево-Воронежской железной дороге проект был вновь переработан под руководством инженера Брянского завода Н. Ф. Денисова. Масса локомотива в рабочем состоянии стала 74,5 т, сцепная масса — 47,0 т, диаметр движущих колес равнялся 1830 мм, диаметр цилиндров — 550 мм, ход поршня — 700 мм. Паровозы имели парораспределительный кулисный механизм Вальсхарта, котел с испаряющей поверхностью нагрева 164,4 м2 (151 дымогарная труба диаметром 46/51 мм), двухоборотный пароперегреватель Шмидта с поверхностью нагрева 41,0 м2 (24 жаровых трубы диаметром 119/127 мм), вертикальные инжекторы Фридмана типа ВВП; площадь колосниковой решетки составляла 1,8 м2, давление пара равнялось 13 кгс/см2. Нижняя часть топки была расположена между боковыми листами рамы. Топка имела плоский потолок для увеличения парового пространства и была глубокой (повышенной длины), т. е. рассчитанной на нефтяное отопление. На угольном и дровяном отоплении паровозы работали значительно хуже.

Котлы паровозов Брянского завода, имевшие практически одинаковые поверхности нагрева с котлами паровозов серии К , обладали более высокой паропроизводительностью за счет большей испаряющей поверхности топки. Паровозы типа 2-3-0 Брянского завода по системе 1912 г. получили обозначение серии Б, что означало брянские.

При испытаниях паровоз серии Б развивал скорость 120—125 км/ч, наибольшую среди всех испытанных до 1912 г. пассажирских паровозов. Ход паровоза был спокойным. Максимальная скорость для него первоначально была установлена 105 км/ч, а затем повышена до 115 км/ч.

Паровозы серии Б легко развивали усилие тяги на ободе колес 9000 кгс. По расходу пара наивыгоднейшая скорость равнялась 70 — 80 км/ч, наивыгоднейшая отсечка — 0,45. Машина паровоза быпа мало чувствительна к колебаниям скорости и изменению отсечки, что делало паровоз пригодным для скорых поездов и для работы на линиях, идущих по пересеченной местности. Этот локомотив обладал преимуществом по сравнению с паровозом серии С при обслуживании скорых поездов, так как имеп переднюю двухосную тележку конструкции Бор-риса с рессорным возвращающим устройством, обеспечивавшую большую плавность хода, чем тележка Цара — Краусса.

Частные Юго-Восточные и Московско-Киево-Воронежская железные дороги заказывали паровозы серии Б с тормозами системы "Нью-Йорк", остальные дороги — с тормозами Вес-тингауза. Часть паровозов выпускалась с четырехосными тендерами Путиловского завода, часть — с трехосными усиленными тендерами.

По чертежам, переработанным под руководством инженера Н. Ф. Денисова, паровозы в период 1909 — 1914 гг. строили Брянский и Луганский заводы.

Всего с учетом трех опытных быпо построено 252 паровоза серии Б, из них 153 Брянским и 99 Луганским заводом. По состоянию на 1 января 1940 г. паровозы серии Б находились на Ташкентской (66 единиц), Ашхабадской (52), Туркестане)-Сибирской (37), Куйбышевской (32), Рязано-Уральской (25), Оренбургской (15) и Пензенской (6) железных дорогах. Еще в 1955 г. паровозы серии Б обслуживали пассажирские поезда на участках Мары — Кушка Ашхабадской и Уш-Тобе — Текепи Турке-стане-Сибирской железных дорог. Наиболее интенсивно паровозы серии Б исключались из инвентаря в 50-е годы. 
 

 

 

 

 

 

Классификация моделей паровозов по странам