Главная / Статьи / Паровозы серии Эр

Паровозы серии Эр

Летом 1933 г. Научно-исследовательский институт реконструкции тяги на основе предложения инженера И. В. Пирина разработал детальный проект удлинения топки паровоза серии Эм. Предложение имело цель простыми и дешевыми средствами повысить мощность паровоза и улучшить распределение нагрузок на его сцепные колесные пары, так как уменьшение веса задней части паровозов серии Эм  приводило к частому боксованию. Чертежи были разработаны как для переделки уже построенных паровозов серии Эм путем разрезания топки и рамы и вварки полос шириной 539 мм в кожух и огневую коробку и полос шириной 450 мм в листы рам, так и для постройки новых паровозов. Чтобы отличать паровозы серии Эм с удлиненной топкой, им была присвоена серия У — Э реконструированный. Сцепная масса их увеличилась до 83,3 т, площадь колосниковой решетки достигла 5,09 м2 против 4,46 м2 у паровозов серий Эу и Эм, а испаряющая поверхность нагрева повысилась до 200 м2 за счет изменения поверхности нагрева топки. Давление пара (14 кгс/см2), размеры цилиндров остались такими же, как и у паровозов серии Эм.

Первый паровозе удлиненной топкой был переделан из паровоза Э*723-12 Муромским паровозоремонтным заводом в конце 1933 г. и в январе-феврале 1934 г. испытан Научно-исследовательским институтом реконструкции тяги на экспериментальном кольце института.

Результаты испытаний паровоза Эр723-12 и дальнейшая эксплуатация локомотивов зтой серии на Московско-Курской железной дороге показали, что у них более высокие мощность (на 10 — 15 %) и экономичность по сравнению с паровозами серий Эу и Эм. Поэтому Управление тяги НКПС и Народный Комиссариат тяжелой промышленности приняли решение о выпуске с конца 1934 г. паровозов серии Эр взамен паровозов серии Эм. В 1934 — 1936 гг. было построено 305 паровозов серии Эр, из них Луганским заводом в 1934 г. — 2 (№ 733-87 и 733-88) ив 1935 г. — 90 (Ne 733-89 —733-99 и 743-01 — 743-79), а Брянским заводом в 1 935 г.— 163 (№738-29 — 738-99, 739-01 — 739-92) и в 1936 г. — 50 (739-93 — 739-99 и 744-01 — 744-43). Большинство этих паровозов поступило на Карагандинскую, Томскую, Красноярскую, Восточно-Сибирскую и им. В. В. Куйбышева железные дороги.

Небольшое количество локомотивов, также получивших обозначение серии У, выпустил во время Великой Отечественной войны Коломенский машиностроительный завод. Первый паровоз ЭР1 7-750-01 был построен в 1943 г. и отправлен в депо Москва-Сортировочная Ленинской (впоследствии Московско-Рязанской) железной дороги. Обозначение этого паровоза сделано по смешанной системе 1925 г. (цифры 750) и 1931 г. (цифры 17). В дальнейшем при обозначении паровозов цифры 1 7 не ставились.

Всего в 1943 г. для железных дорог НКПС Коломенский завод построил 7 паровозов (№ 17-750-01, 750-02 — 750-07) ив 1944г. 12 паровозов (№ 750-08 — 750-19); для промышленных путей завод изготовил еще 3 паровоза серии Эр, причем паровоз Эр750-20 впоследствии работал на железных дорогах НКПС.

На паровозах серии Эр Коломенского машиностроительного завода были установлены котлы пассажирских паровозов типа 1-3-1 серии Су, постройка которых не была завершена в 1941 г. Коломенский завод предлагал дать паровозам серии Эр с такими котлами обозначение Эсу. Они имели давление пара 13 кгс/см2, площадь колосниковой решетки 4,73 м2, испаряющую поверхность нагрева 199,2 м2 и поверхность нагрева пароперегревателя 72,6 м2. У всех паровозов серии У, выпущенных Коломенским машиностроительным заводом в 1943 — 1944 г. (заводской тип П28), были колесные пары и буксы паровозов серии СО , т. е. не в заимоза-меняемыес колесными парами и буксами паровозов серии Эр постройки 1934 — 1936 гг. К паровозам П28 прицеплялись тендеры типа 27, сконструированные в 1942 г. на базе тендеров паровозов серии СО с двухступенчатым рессорным подвешиванием тележек. Тендер типа 27 имел запас воды 27,2 м3 и угля 18 т.



 

Классификация моделей паровозов по странам