Kit ресторанный консалтинг и менеджмент kitrc.ru.
Главная / Статьи / Первые паровозы с конденсацией пара

Первые паровозы с конденсацией пара

В 1891 г. Коломенский машиностроительный завод построил небольшой танк-паровоз (заводской тип 44) с конденсацией пара (рис. 5.1) для обслуживания легких пригородных поездов на Юго-Западных железных дорогах (депо Киев). У этого локомотива часть отработавшего пара из машины направлялась в трубчатый конденсатор, расположенный на крыше, где пар охлаждался естественным потоком воздуха, возникающим во время движения. Конденсат стекал в водяной бак и служил для питания котла. Паровоз имел массу в рабочем состоянии 17,6 т, диаметр колес 800 мм, диаметр цилиндров 210 мм, ход поршня 400 мм, испаряющую поверхность нагрева котла 22,7 м2, площадь колосниковой решетки 0,47 м2, давление пара 10 кгс/см2. Восемь таких паровозов были заказаны также Военным ведомством.

Тем же заводом в 1904 г. были построены два танк-паровоза (заводской тип 96) с конденсацией пара для Одесской городской железной дороги (в ту пору еще не был пущен электрический трамвай) и два для Петербургской лесной конной дороги.

С целью параллельного испытания тепловозов и паровоза с конденсацией пара НКПС отправил в 1933 г, на завод Геншель (Германия) для оборудования конденсационными устройствами паровоз типа 0-5-0 Эг5224, построенный этим же заводом в 1921 г. Завод сконструировал и изготовил для паровоза специальный тендер-конденсатор, оборудовал локомотив вентиляторной тягой, насосами для питания котла и другими необходимыми устройствами. Переделанный паровоз, обозначенный первоначально Эг5224-К, а затем получивший обозначение Эгк5224, был первым в Советском Союзе мощным паровозом с конденсацией пара. Его основные параметры остались такими же, как и у паровозов серии Эг; увеличились лишь сцепная масса с S0 до 84 т и масса тендера в рабочем состоянии с 52 до 71 т.

На паровозе Эгк5224 турбина вытяжного вентилятора (газососа) работала на отработавшем паре, что делало регулировку тяги автоматической, как и при конусе.

Мощность турбины, приводившей во вращение вытяжной вентилятор, равнялась 60 л. е., а турбины, приводившей во вращение вентиляторы тендер-конденсатора, — 180 л. с.

Паровоз 3Л5224 длительное время проходил испытания, причем многие работники бывшего Научно-исследовательского института тяги считали, что в дальнейшем нецелесообразно строить подобные локомотивы из-за их сложности, а следовательно, и большой стоимости ремонта. Предполагалось, что экономия на воде, обеспечиваемая паровозом с конденсацией пара, будет меньше стоимости ремонта конденсационного оборудования. Отдельные конструктивные недостатки опытного паровоза — плохое отделение масла от конденсата, замерзание холодильника, неудовлетворительная регулировка газососа — рассматривались как неисправимые недостатки паровоза с конденсацией пара.

В 1937 г. после испытаний паровоз Эге5224 поступил для эксплуатации в депо Сарепта Сталинградской железной дороги. Исключен из инвентаря в 1965 г.


 

 

 

 

 

 

 

Классификация моделей паровозов по странам