Главная / Статьи / Паровозы серии ФДк

Паровозы серии ФДк

 В 1939 г. намечалось выпустить 10 паровозов серии ФД с конденсацией пара — ФДК. Первый такой паровоз с тендер-конденсатором ФДК20-1546 Ворошиповградский паровозостроительный завод выпустил в начале года, в том же году завод построил второй паровоз ФДк20-2475. Паровозы серии ФДК получились значительно тяжелее обычных паровозов серии Ф Д: сцепная масса увеличилась со 103 — 104 до 110 т, а общая масса — со 137 до 145 т. При работе двух опытных паровозов ФДК в депо Люблино Московско-Курской железной дороги наблюдался чрезвычайно быстрый износ лопаток вентиляторов дымососов (после пробега 1400 — 1600 км). Кроме того, тендер-конденсаторы имели недостаточную поверхность охлаждения, что ограничивало мощность локомотива. Для развития поверхности до необходимых размеров потребовалось бы значительно увеличить и без того громоздкий тендер. Все это обусловило прекращение дальнейшей постройки паровозов серии ФДК, а опытные паровозы были переделаны в обычные паровозы серии ФД.

После Великой Отечественной войны постройка паровозов с конденсацией пара уже не возобновлялась, так как начался выпуск тепловозов, которые в основном поступали на участки с плохим водоснабжением. Это позволило в то время обходиться имевшимся на железных дорогах парком паровозов с конденсацией пара.

В докладе от 19 мая 1944 г. в Лондонском обществе инженеров-механиков проф. Ю. В. Ломоносов отмечал, что безнадежно ожидать какую-либо значительную экономию топлива от паровоза с поршневыми машинами, предусмотрев в них лишь простой переход на конденсацию пара. Чтобы повысить коэффициент полезного действия локомотива, нужно заменить поршневую машину на паровую турбину, работающую с глубоким вакуумом. Оба вопроса — снижение расхода топлива и проблема питания паровозных котлов в безводных районах — лучше всего решаются заменой паровозов тепловозами. К сказанному можно добавить лишь одно: не только тепловозами,но и электровозами.

Примером может служить замена в середине 50-х годов паровозов серии СО 9 (СОк) электровозами серии В Л 22м  на главной линии Омской железной дороги (Исиль-куль — Омск — Татарская — Барабинск — Чулымская). Введение электровозной тяги позволило не только уменьшить затраты на единицу перевозочной работы, но и устранить трудности с водоснабжением, которые дорога испытывала несмотря на наличие паровозов с конденсацией пара.
 

 

Классификация моделей паровозов по странам