Главная / Статьи / Паровозы заводов Кесслер

Паровозы заводов Кесслер

Паровозы конструкции заводов Кесслер и Зигль, как и паровозы серии Г Главного общества Российских железных дорог, имели по две листовых рессоры на каждую колесную пару, причем рессоры первой и второй колесных пар каждой стороны были связаны продольными балансирами, т. е. рессорная система отличалась от применяемой заводом Борзиг. На паровозах использовался наиболее распространенный в то время парораспределительный механизм Стефенсона с внутрирамным расположением кулисы.

Первоначально паровозы указанной конструкции поступали на Одесско-Балтскую дорогу с завода Кесслер (рис. 1.52). Они выпускались в 1866 г. (Не 29 — 46), 1867 г. (№ 47 — 62) и 1868 г. (№ 63 — 85) и имели названия географических объектов южных районов России: "Азов", 'Титул", "Богопол", "Голта", "Ташлык", "Чигирин", "Миргород", "Смела", "Адамка", "Вознесенск", "Тула", "Помошная", "Грушевка", "Прут", "Каль-фа", "Варница" и др. Впоследствии на Одесской дороге паровозы № 29 — 67 получили обозначение серии Е и номера 1 — 39. Остальные 1 8 локомотивов в 1872 г. в связи с окончанием строительства моста через Днепр у г. Кременчуг были переданы вместе с открытым в октябре 1868 г. правобережным приднепровским участком Знаменка — Крюков Харьково-Кременчугской железной дороге, вступившей в эксплуатацию 8 ок-
тября 1869 г. Переданные паровозы получили обозн ачение серии Бк и номера 41 — 58. Такие же паровозы серии Бк завод Кесслер изготавливал непосредственно для Харьково-Кременчуг-ской дороги в 1869 г. (№ 1 — 10), 1870 г. (№11 — 23) и 1871 г. (№ 24 — 28). В 1872г. эта дорога была продлена от Знаменки до Николаева и переименована в Харьково-Николаевскую железную дорогу. Последняя в 1907 г. объединилась с Курско-Харьково-Севастопольской железной дорогой, в результате чего образовались единые Южные железн ые дороги. На этих дорогах паровозы типа 0-3-0 постройки завода Кесслер получили номера 2001 — 2028, 2041 — 2058 при сохранении прежнего обозначения серии.

В 1871 г. завод Кесслер построил для Кишиневской железной дороги аналогичные паровозы (№ 1 — 8), которые после соединения ее с Одесско-Балтской дорогой получили номера 151—158, а затем на Одесской дороге обозначение серии Е и номера 40 — 47. После вхождения Одесской дороги в состав Юго-Западных дорог обозначение серии Е и номера 1 — 47 у паровозов постройки завода Кесслер были сохранены.

Паровозы завода Кесслер имели 167 дымогарных труб длиной 4380 мм и диаметром 46/51 мм. В отличие от паровозов Одесско-Балтской дороги у паровозов Харьково-Николаевской дороги диаметр котла был уменьшен с 1290 до 1266 мм.

В 1896 — 1897 гг. паровозы серии Е Юго-Западных дорог № 1 — 9,11,12 — 14,16 — 47 были переданы на построенную в 1895 — 1896 гг. Западно-Сибирскую железную дорогу [линия Челябинск — Новониколаевск (ныне Новосибирск)], где получили номера 151 — 195 при сохранении обозначения серии.В 1902 г. ЗападноСибирская дорога объединилась со Средне-Сибирской дорогой (линия Новониколаевск — Иркутск, вступившая в эксплуатацию в 1897 — 1898 гг.) в Сибирскую железную дорогу. Остальные паровозы серии Е Юго-Западных железных дорог впоследствии работали на Привислинских и Среднеазиатской железных дорогах, где получили обозначение серии У.

Большинство рассмотренных паровозов завода Кесслер имели приспособленный для хранения угля тендер с повышенным объемом водяных баков (11,3 м3), что позволяло им работать в степной полосе России. Такие же тендеры применялись на паровозах серии Р Одесской железной дороги постройки Невского завода (см. п. 1.5.7).

В конце XIX и начале XX в. все указанные выше паровозы работали на каменном угле и к 1910 г. частично были оборудованы тормозами системы Вестингауза.

Построенные в 1868 г. заводом Зигль паровозы № 86 — 108 для Одесско-Баптекой железной дороги (рис. 1.53) имели те же технические параметры, что и паровозы, выпускавшиеся заводом Кесслер для этой же дороги, поскольку строились по чертежам последнего. Впоследствии на Одесской железной дороге паровозы завода Зигль получили обозначение серии 3 и номера 1 — 23.

В 1877 г. завод Зигль по собственным чертежам для военного запаса Юго-Западных железных дорог изготовил паровозы серии 3я № 24 — 33, на которых применялись котлы диаметром 1278 мм со 178 дымогарными трубами длиной 4220 мм и диаметром 47/52 мм. Как и паровозы серии Е Юго-Западных железных дорог, эти локомотивы имели тендеры с объемом водяных баков 11,3 м3, что было необходимо для эксплуатации паровозов в прифронтовой зоне.

В 1902 г. к Варшаво-Венской дороге был присоединен участок до г. Калиш с колеей 1524 мм.
На нем работали паровозы серии С, построенные заводом Зигль в 1877 г. (№ 170 — 183) и 1878 г. (№ 184, 185). Данные паровозы являлись почти точной копией локомотивов серии Зд Юго-Западных дорог, но в отличие от них имели диаметр котла 1310 мм. За годы своей работы паровозы серии С в основном отапливались углем; объем водяных баков их тендеров составлял 10,8 м3. К 1910 г. паровозы были оборудованы тормозами систем Гарди и "Нью-Йорк".

Для Динабурго-Витебской дороги завод Зигль в 1871 г. выпустил паровозы серии Е (рис. 1.54) № 1 — 6 (№ 304 — 309 на Риго-Орловской дороге), имевшие котел диаметром 1270 мм со 164 дымогарными трубами длиной 4204 мм и диаметром 47/52 мм. В начале XX века данные паровозы были переданы на Среднеазиатскую железную дорогу, где получили обозначение серии 3 и номера 481 — 486.

В 1871 г. тот же завод построил для Либаво-Кошедарской дороги паровозы серии Б № 21 — 24 (серия ТЗ № 246 — 249 на Либаво-Роменской дороге) с котлом диаметром 1282 мм со 176 дымогарными трубами длиной 4200 мм и диаметром 46/51 мм. В 1898 — 1900 гг. паровозы были переданы Привислинским железным дорогам, где получили номера 142 — 145 при сохранении обозначения серии. Эти локомотивы были оборудованы сухопарником с карнизом и цилиндрическим основанием, питательными головками для подвода воды от инжектора в переднюю часть котла, полубудкой с боковыми вырезами вместо окон, песочницами, расположенными на площадке около котла (при этом песочница над котлом отсутствовала), конической дымовой трубой большого диаметра. Вначале эти паровозы, как и все локомотивы Либаво-Роменской дороги, отапливались дровами, а после перевода на Привислинские дороги — углем.
Всего было выпущено 152 паровоза конструкции заводов Кесслер и Зигль, из них первым заводом — 93, вторым — 59.

 

Классификация моделей паровозов по странам