Главная / Статьи / Паровозы железных дорого западных областей Белоруссии и Украины

Паровозы железных дорого западных областей Белоруссии и Украины

Состоявшаяся 1 и 2 ноября 1939 г. внеочередная V сессия Верховного Совета Союза ССР приняла закон о включении в состав Союза ССР Западной Белоруссии и Западной Украины. Железные дороги, находившиеся на этой территории стали составной частью железнодорожной сети Советского Союза. В конце 1939 г. было образовано четыре новых железных дороги: Белосток-ская, Брест-Литовская, Ковельская и Львовская, пути которых начали перешиваться с колеи 1435 мм на колею 1524 мм. Одновременно с включением в железнодорожную сеть Союза ССР железных дорог Западной Белоруссии и Западной Украины имевшиеся на них паровозы пополнили локомотивный парк Народного Комиссариата путей сообщения. Особенностью паровозного парка перечисленных выше четырех железных дорог являлись в то время его большая разнотипность и большой средний возраст. Часть паровозов польских железных дорог состояла из немецких, австрийских локомотивов, построенных еще до войны 1914— 1 918 гг. Эти паровозы попали на дороги Польши после заключения мирных договоров.

Другую часть составляли ранее работавшие на русских дорогах паровозы серий Од, Ов, Щ, Щп, ЧР, Ч| ,Ч", переименованные соответственно в серии Тр102, Тр104, Тг1 03, Тг103р, Тр6 и Тр7, Тр108, ТрЮ9. Незначительное число паровозов польские государственные дороги приобрели в США (паровозы серии Тг20 завода Балдвин), Бельгии (часть паровозов серии Ту23) и других странах. В начале 20-х годов паровозы начали строить Первая фабрика локомотивов в Польше (Фаблок), расположенная в Хжанове недалеко от Кракова, завод X. Цегельского в Познани и с 1926 г. завод Варшавского акционерного общества по постройке паровозов ("Паровоз") в Варшаве.

Обозначение серии у паровозов польских железных дорог состояло из букв и цифр. Товарные паровозы имели в обозначении большую букву Т, пассажирские — букву О, курьерские — букву Р; после большой буквы ставилась маленькая буква, обозначавшая осевую характеристику паровоза: d — 2-2-0, h — 0-343, і — 1-3-0 или 0-3-1, k — 2-3-0,1—1-3-1, p — 0-4-0, r — 1-4-0, m — 2-3-1, s — 2-4-0, t —1-4-1, U — 2-4-1, n — 1 -3-2, w — 0-5-0, У — 1-5-0, z — 1-5-1; у танк-паровозов после большой буквы ставилась вторая большая буква К и получалось трехбуквенное обозначение серии. После буквенной части серии ставилась цифровая часть, указывавшая на индивидуальные особенности данной серии:паровозы постройки германских заводов имели цифры от 1 до 10, австрийских заводов — от 11 до 19, постройки польских заводов или заказанные железными дорогами после 1919 г. —20 и выше в соответствии с годом начала выпуска (20, 21, 22, 23 и т. д.), постройки прочих заводов — 101 и выше.

После переделки на колею 1524 мм паровозы, за исключением локомотивов старых русских серий, сохранили принятое на польских железных дорогах обозначение серий с заменой латинских букв буквами русского алфавита: например, d — д, г — р, і — и, к — к, Е— л, р — п, s — с, t — т, w — в, z — з, а также свои номера.

Грузовые паровозы. Наиболее совершенными грузовыми паровозами того времени были паровозы типа 1-5-0 серии Ту23, которые строил с 1923 г. завод Цегельского, а затем заводы в Хжанове, Варшавское акционерное общество, Кокериль и Шварцкопф. Всего было построено 606 паровозов серии Ту23.

Эти паровозы с брусковой рамой имели массу в рабочем состоянии 95 т, сцепную массу — 85 т, диаметр движущих колес — 1450 мм.

Нагрузка от движущей колесной пары на рельсы (17 тс) у паровозов серии Ту23 определялась состоянием верхнего строения пути, как и у ранее построенных паровозов серий Тр20 и Т?21. По мере выпуска паровозов серии Ту23 в их конструкцию вносились изменения и улучшения. В 1929 г. на указанных локомотивах был поставлен углеподатчик.

С 1937 г. после замены оси Адамса тележкой Бисселя и изменения размеров котла паровозы серии Ту23 выпускались под серией Ту37 ; 37 таких паровозов в 1937 — 1 941 гг. изготовил завод Цегельского.

До начала Великой Отечественной войны на колею 1524 мм были переделаны частично или полностью ряд серий паровозов, поступивших на Советские железные дороги, в том числе паровозы серии Ти4, изготовленные заводом Шварц-копф, Тп3 завода "Вулкан", Тп4 завода Шихау, Тр1 завода "Вулкан", Тр11 и Тр1 2 австрийских железных дорог, Тр20 завода Балдвин , Тр21 завода в Хжанове , Тв1 завода Ген-шель, Тв12 завода Гельдорф, Ту23 и Ту37. По состоянию на 10 июля 1940 г. было переделано паровозов серии Ту23 — 160 единиц, Ту37 — 5, Тр1 1 — 40, Тр12 — 92 и Ов — 26. После переделки на колею 1524 мм паровозы небольшое время работали на железных дорогах западных областей Белоруссии и Украины. Во время войны паровозы серии Ту23 обслуживали грузовое движение на южных участках Туркестано-Сибирской дороги. Часть менее мощных товарных паровозов использовалась на маневровой и вспомогательной работе.

Кроме товарных паровозов тендерного типа, на колею 1524 мм были переоборудованы некоторые двухцилиндровые танк-паровозы, в том числе паровозы серий ТКи1 , ТКи3 , ТКв1 завода Шварцкопф, ТКг1 завода Унион и ТКп 11.

Во время переделки паровозов на колею 1524 мм производилась перепрессовка и перестановка центров колесных пар с одной стороны оси на другую с сохранением старых осей либо замена осей более длинными, а также сдвиг бандажей на центрах. При этом выполнялись необходимые конструктивные изменения движущего и парораспределительного механизмов.

Пассажирские паровозы. Из более трех десятков серий пассажирских паровозов железных дорог Западной Белоруссии и Западной Украины на колею 1524 мм в 1 939— 1941 гг. были переоборудованы паровозы серий Пд5, Пт31, Ок1, Ок22, Ол12, Ос24 и танк-паровозы серий ОКз32, ОК„27. В первую очередь переделывались паровозы типа2-3-0серий Ок1 и Ок22. Паровозы серии Ок1  строил завод Шварцкопф. На германских железных дорогах они имели обозначение серии Р8, а затем 3810—40.
С 1922 г. завод в Хжанове начал строить паровозы серии Ок22 , которые являлись усиленным типом паровоза серии Ок1. Колесные пары, цилиндры, дышла и ряд других деталей у них были одинаковы, но паровозы серии Ок22 имели более мощный котел. В ноябре 1939 г. на колею 1524 мм был переоборудован первый паровоз серии Ок22 № 100, который при испытании на участке Львов — Волочиск развивал с составом скорость до 100 км/ч. Всего на заводе в Хжанове было построено 185 паровозов серии Ок22, 5 паровозов этой серии выпустил завод Ганомаг.

Для обслуживания тяжелых скорых поездов завод в Хжанове с 1931 г. стал строить паровозы типа 1-4-1 серии Пт31, имевшие массу в рабочем состоянии 105 т, сцепную массу 73 т, диаметр движущих колес 1850 мм, конструкционную скорость 100 км/ч; передняя тележка этих локомотивов была системы Краусса — Гельм-гольца с возвращающим устройством (как на паровозах серий Су и ИС — см. гл. 6), а задняя — системы Бисселя. Прототипом паровозов серии ГЦ31 послужили паровозы с осевой формулой 2-4-1 серии Ру29, построенные в 1929 г. в количестве трех единиц. Самих же паровозов серии Пг31 было построено 110.

До паровозов серии Пг31 с четырьмя движущими колесными парами завод в Хжанове выпускал пассажирские паровозы типа 2-4-0 серии Ос24 , всего было изготовлено 60 таких локомотивов.

Танк-паровозы серии ОК332  были спроектированы и построены специально для обслуживания пассажирских поездов на горных линиях (южные участки Львовской железной дороги). Колесные пары и многие детали этих танк паровозов были взаимозаменяемыми с деталями паровозов серии Ту23. Паровозы серии ОКз32 строил завод Цегельского; всего было изготовлено 25 таких локомотивов.

Танк-паровозы типа 1-3-1 серии ОКл27  спроектировал для обслуживания пригородных участков и построил в количестве 122 единиц завод Цегельского.

Паровозы серий Ок1, Ок22, Ол12, ОК332 после и* переделки на колею 1524 мм обслуживали пассажирские поезда на Львовской, Ковельской, Б реет-Литовской и Белостокской железных дорогах до начала Великой Отечественной войны. Паровозы серии Пг31, приписанные к депо Львов-Восток, работали с пассажирскими поездами до 1961 г.



 

Классификация моделей паровозов по странам