Главная / Статьи / Паровозы Латвийской железной дороги

Паровозы Латвийской железной дороги

В июне 1940 г., когда Латвия вошла в состав Советского Союза, протяженность ее железных дорог колеи 1524 мм составляла около 1800 км, а колеи 1435 мм — около 320 км. В это время паровозный парк насчитывал 95 пассажирских и 101 грузовой паровоз колеи 1524 мм и 20 пассажирских и 1 2 грузовых паровозов колеи 1435 мм. Парк колеи 1524 мм состоял в основном из паровозов бывших русских железных дорог следующих типов: 2-3-0 серии Ав, 1 -3-0 серии Нл,1-3-1 серии С, 2-3-0 серии Б, 0-4-0 серий Ов, Од и Оп и 0-3-0 серии Т, которым в Латвии были присвоены обозначения серий соответственно Ак, Бк, 1Д|, Пк, Пк, njj и Тк, В наибольшем количестве имелись паровозы серий Ов и Оя. Паровоз Тк226 представлял собой танк-паровоз типа 0-3-0, построенный в 191 5г. Лугачским заводом .

Кроме локомотивов, изготовленных на русских заводах, на Латвийской железной дороге эксплуатировались танк-паровозы типа 1-2-1 серии Бт постройки завода Геншель 1 936 и 1938 гг., танк-паровозы типа 1-3-1 серии Цт  постройки заводов Геншель и Фаблок 1934, 1936 и 1940 гг., танк-паровозы типа 1-1-1 серии Тк  выпуска заводов Гогенцоллерн, Крупп — Феникс, Геншель — Феникс и Таммерфорс кого завода 1928 — 1934 гг., а также товарные паровозы типа 1-4-0 серии Дк постройки Таммерфор-ского завода 1920 — 1922 гг.

Завод Феникс (затем Рижский вагоностроительный) производил сборку паровозов серии Тк, а также изготовлял баки дляводы, будки машиниста и некоторые другие части этих локомотивов.

На паровозах серий Бт, Цт,Тк, Дкбылиустанов-лены простые двухцилиндровые машины с парораспределительным кулисным механизмом Вальсхарта. Паровозы серий Бт, Цт и Тк имели запасные колесные пары для колеи 1435 мм и легко могли быть приспособлены для работы на этой колее. Движущие колесные пары паровозов серий Б, и Цг были выполнены двух диаметров — 1720 мм и 1400 мм, что давало возможность использовать эти локомотивы как для пассажирского, так и дл я грузового движения. При замене колесных пар диаметром 1720 мм на колесные пары диаметром 1400 мм паровозы серии Бг обозначали серией Пт, а серии Цг — серией Рг. Конструкционная скорость паровозов серии Пг составляла 75км/ч, а серии Рг — 70 км/ч. При смене колесных пар немного менялись также общая и сцепная масса. Паровозы серии Рт работали с пассажирскими поездами в депо Рига до 1954 г.

Танк-паровозы типа 1-1-1 серии Тк, построенные специально для обслуживания легких пригородных поездов Рижского узла, состоявших из трех-четырех четырехосных вагонов, имели пневматическое устройство для передачи веса с задней поддерживающей на движущую колесную пару во время разгона. Нагрузка на рельсы от движущей колесной пары при этом увеличивалась на 50 %.

На железных дорогах Латвии колеи 1435 мм, кроме паровозов серий Цт, Б,, Пт, Рт и Тк, работали паровозы типа 2-2-0 серии Ан постройки заводов Геншепь, Гумбольдт, Эгешторф, Шихау и "Вулкан" 1899 и 1907 — 1909 гг., типа 1-3-0 серии Бн постройки завод» Геншель, Шварцкопф, Эгешторф 1907— 1909 гг., типа 1-3-0 серии Пл постройки заводов Гумбольдт и Борзиг 1907 — 1909 гг., типа 1-3-0 серии Тн постройки завода Эгешторф 1911 г., типа 0-3-0 серии М„ постройки завода Унион 1899 г., типа 0-4-0 серии Сн постройки заводов Борзиг, Геншель, Эгешторф 1897, 1911 и 1916 гг. и типа 1-4-0 серии Сн, изготовленные заводом Эсслинген в 1917 г. Часть этих локомотивов была переделана с колеи 1435 мм на колею 1524 мм.




 

Классификация моделей паровозов по странам