Главная / Статьи / Паровозы серии ТЩ, ТО, 55

Паровозы серии ТЩ, ТО, 55

Во время наступления советских войск зимой 1942/43 г. в качестве трофеев были получены немецкие грузовые паровозы средней мощности типа 0-4-0 серии 55, типа 1-4-0 серии 56 и типа 0-5-0 серии 57. Паровозы этих серий поступали на советские железные дороги и в последующие годы. В отличие от паровозов серии 52,у которых в процессе изготовления основные размеры не менялись и практически не нарушалась взаимозаменяемость деталей, перечисленные выше паровозы средней мощности имели в составе серии локомотивы не только с большими конструктивными отличиями, но и с разными весами, основными размерами и максимальными скоростями. Так, паровозов серии 55 было двенадцать разновидностей, серии 56 — шестнадцать и серии 57 — тринадцать. На железные дороги Советского Союза поступило около восьмисот паровозов серии 55, около четырехсот серии 56 и около девятисот серии 57.

Наиболее сильными из указанных локомотивов были паровозы серии 57 (наибольший сцепной вес), наиболее мощными — паровозы серии 56 (наибольшие размеры испаряющей поверхности и площади колосниковой решетки котла), самыми слабыми — паровозы серии 55.

Паровозы серии 57 начали строиться в 1905 г. заводом Гартман; они выпускались как без пароперегревателей, так и с ними. В 1910 г. паровозы, впоследствии включенные в серию 57, начал строить завод Геншель, в 1916 — завод Маффей; 21 паровоз был изготовлен на заводе в Эсслингене. Из поступивших на советские железные дороги паровозов серии 57 часть была переделана для работы на колее 1524 мм. Эти паровозы получили обозначение серии ТЩ, до середины 60-х годов они еще находились в парке МПС.

Паровозы серии 56 начал строить в 1893 г. завод Ганомаг, затем в 1902 г. — завод Гартман, в 1905 г. — Краусс в Мюнхене, в 1908 г. — Маф-фей, в 1910 г. — Карлсруэ, в 1919 г. — Геншель и в 1934 г. — Борзиг. Паровозы разных заводов, а иногда и одного завода, но разных годов постройки имели значительные конструктивные отличия, что привело к большому числу разновидностей в серии 56. Были построены паровозы с простой двухцилиндровой паровой машиной, с двухцилиндровой машиной компаунд, с четырехцилиндровой машиной компаунд, с трехци-личдровой простой машиной. Большинство паровозов имело листовые рамы, на части локомотивов рамы были выполнены брусковыми.

Переделанные на колею 1524 мм двухцилиндровые паровозы серии 56 получили на советских железных дорогах обозначение серии ТО. Последние паровозы этой серии были исключены из парка МПС в 1957 г.

В группы паровозов, впоследствии объединенных в серию 55, вошли паровозы завода "Вулкан" (начали строиться в 1893 г.), заводов Гартман и Маффей (1898 г.), Краусс в Мюнхене (1905 г.), Шихау (1907 г.), Ганомаг (1912 г.) и Линке — Гофман (1914 г.). На многих из этих паровозов, еще работавших в начале 40-х годов, были заменены отдельные узлы и установлены пароперегреватели. Часть паровозов серии 55 (бывших серий G8 завода "Вулкан" и G8' завода Шихау) работала на железных дорогах Польши и имела обозначение серий соответственно ТрЗ и Тр4.

Еще в декабре 1943 г. в Москве в депо Ильича Западной железной дороги был переделан на колею 1524 мм трофейный паровоз 55-2969. Переделанные на колею 1524 мм паровозы серии 55 работали сравнительно недолго и после 1952 г. уже не числились в парке МПС.

 

Классификация моделей паровозов по странам