Главная / словарь терминов / ДАЛЬНОСТЬ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

ДАЛЬНОСТЬ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

ДАЛЬНОСТЬ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ — расстояние перемещения грузов между пунктами их отправления и назначения.
Д. п. г. оказывает большое влияние на трансп. затраты в нар. х-ве. В практике планирования наиболее широко используется средняя Д. п. г., выражаемая в км, к-рая является одним из важных показателей работы транспорта и определяется делением грузооборота (т-км) на объём перевозок грузов (т). На сети отечеств, ж. д. средняя Д. п. г. составила 985 км (199И). Средняя Д. п. г. зависит от размещения производит, сил страны, специализации и кооперирования произ-ва, а также от оптимальности прикрепления потребителей к поставщикам продукции. По родам грузов различают наибольшую среднюю Д. п. г. (до 1200— 1500 км) — по нефтяным и лесным rpv. зам, кам. углю, чёрным металлам, хлеб» ным грузам, нек-рым машинам и оборудованию, и наименьшую (до 300—. 500 км) — по минеральным строит, материалам, сахарной свёкле, сланцам и нек-рым др. грузам.
Средняя Д. п. г. на сети ж. д. СССР имела тенденцию к увеличению: по сравнению с 1940 в 1990 она увеличилась более чем в 2 раза. Это было связано с изме-нениями в размещении производит, сил страны, с интенсивным развитием добывающей и др. отраслей пром-стн в вост. р-нах, хоз. освоением новых, отдалённых р-нов, расширением объёмов междунар. перевозок, передачей нерациональных короткопробежных перевозок на автомобильный и др. виды транспорта. С целью сдерживания роста средней Д. п. г. на ж.-д. транспорте необходимо осуществлять рациональное размещение произ-ва, развивать водный и трубопроводный транспорт, совершенствовать планирование и организацию снабжения, сбыта и перевозок.
Для характеристики перевозок, анализа тенденций изменения затрат трансп. работы на ед. продукции по отд. отраслям и нар. х-ву в целом используется также понятие экономической даль-ности перевозок, определяемой делением общего суммарного грузооборота всех видов транспорта (т-км) на объём произведённой продукции (т). Этот показатель фактически является уд. затратами тонно-километровой работы транспорта на ед. произведённой в стране продукции. По тем же причинам, что и средняя Д. п. г., экономическая Д. п. г. также возрастает; напр., в 1983 она составляла примерно 782 км, в 1990 — ок. 800 км. Для контроля размера трансп. затрат и рациональности перевозок этот показатель может быть использован для определения плановых оптим. нормативов трансп. работы (в т-км на 1т произведённой продукции). Такие нормативы устанавливают в начале планового периода по важнейшим отраслям пром-сти (угольной, нефтяной, лесной, горнорудной) на основе оптнм. прикрепления потребителей к поставщикам топлива, сырья, материалов и готовой продукции. Исходя из этих нормативов, определяют потребные трансп. затраты отрасли. Снижение нормативов трансп. работы на ед. продукции, так же как и снижение её себестоимости,— одна из важнейших задач всех отраслей нар. х-ва.