Главная / словарь терминов / ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОВОЗ

ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОВОЗ

ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОВОЗ — локомотив с электрич. тяговыми двигателями, способный работать как в автономном режиме питания, так и при питании от тяговых подстанций через контактную сеть на электрифицир. участках пути. Д.-э. получил распространение на крупных станциях с большой маневровой и вывозной работой, где нецелесообразно сооружение контактной сети на мн. неэлектрифицир. путях.
В автономном режиме питания Д.-э. работает как тепловоз, первичным двигателем к-рого является дизель. Дизель превращает тепловую энергию сжигаемого жидкого топлива в механич. энергию, к-рая преобразуется в электрич. энергию для питания тяговых электродвигателей. Первичные двигатели, устанавливаемые на Д.-э., работают по четырёх- либо двухтактному циклу. На отечеств, ж. д. эксплуатируются гл. обр. Д.-э. серии ТЭ, на к-рых установлены 6-цилиндровые четырёхтактные двигатели мощн. 735 кВт (на маневровых) и 10-цилиндровые двухтактные дизели мощн. 2200 кВт и выше. Кпд Д.-э. в автономном режиме 28%. При следовании Д.-э. по неэлектрифицир. участкам пути тяговые электродвигатели получают питание от гл. генератора по следующей схеме. Коленчатый вал дизеля вращает якорь гл. генератора, вырабатывающего ток нужного напряжения, поступающий к якорям тяговых электродвигателей. Вращение якорей через зубчатую передачу передаётся колёсным парам.
На электрифицир. участках тяговые электродвигатели Д.-э. получают централиз. питание через токоприёмник от контактной сети. Д.-э. может работать на пост, токе с номин. напряж. на токоприёмнике 3 кВ и на перем. токе напряж. 25 кВ. Для преобразования перем. тока в пост, ток оптим. напряжения служат тяговые трансформаторы и выпрямит. полупроводниковые преобразователи, установленные на локомотиве. Кпд Д.-э. в режиме электровоза перем. тока 86—87%, в режиме пост, тока — до 91%. На Д.-э. применяются тяговые электродвигатели постоянного тока.