http://kingstarspb.ru/ статьи с меткой купить жиросжигатель спб.
Главная / словарь терминов / ДИСПЕТЧЕРСКОЕ РУКОВОДСТВО ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТОЙ

ДИСПЕТЧЕРСКОЕ РУКОВОДСТВО ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТОЙ

ДИСПЕТЧЕРСКОЕ РУКОВОДСТВО ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТОЙ — централизованная система оперативного управления перевозочным процессом, осуществляемая диспетчерским аппаратом.
Регулирование движения поездов впервые введено в 1851 на одной из амер. дорог и получило распространение на всех ж. д. США. Диспетчер выдавал приказ-путёвку на станции отправления поездной бригаде, к-рая несла ответственность за движение поезда. В приказе-путёвке указывалось, на каких станциях поезду предстоят по расписанию скрещения и обгоны. В нач. 20 в. опыт амер. ж. д. получает распространение в Европе. Во Франции возникает разновидность диспетчерского руководства — бюро советов и разъяснений, в к-ром участие диспетчера ограничивается совещат. характером; в Великобритании появляется контрольная система, при к-рой диспетчер (контролёр) обладает лишь контрольными, но не распорядит. правами. В Швеции и Норвегии диспетчер объединяет работу трёх служб — эксплуатации, тяги и пути и осуществляет общее руководство движением поездов. На совр. ж. д. США, Канады и Великобритании действуют системы, к-рые основываются на расписаниях движения, во Франции, Германии, Японии, Нидерландах и ряде др. стран — на расчётных графиках. На ж. д. России аппарат особых дежурных, на к-рых возлагалось общее руководство движением поездов, был создай в 1918. Диспетчер выпускал поезда на участок, но не регулировал движение, а наблюдал за ним. Отделение получало со станций графики исполненного движения через 2—3 дня. С увеличением густоты перевозок чаще стали возникать затруднения в пропуске поездов, появилась потребность в изменении функций диспетчера. С 1923 вся оперативная работа по движению поездов на участке была сосредоточена в руках диспетчера, к-рый нёс за неё полную ответственность. Такая система была впервые применена на участке Москва — Мытищи — Александров Северной ж. д. К 1934 диспетчерская система действовала уже на всей сети ж. д.
Объектами диспетчерского руководства являются маневровый район, сортировочные станции и горки, участки энергоснабжения, дистанции сигнализации и связи, линейные пр-тия вагонного, локомотивного, путевого хозяйств. Для ведения диспетчерской работы в отделениях и управлениях дорог организованы диспетчерские круги. Осн. функции диспетчерского аппарата — разработка оперативных планов и организация их выполнения. Для этого диспетчеры, руководящие перевозочным процессом, в дополнение к сменно-суточному плану составляют текущий план (на 3—4 ч), в к-ром предусматривается составообразование, назначение локомотивов с бригадами, обеспечение пропуска поездов по участкам, передачи их по стыковым пунктам и подвода к станциям, развоза местного груза, его погрузки и выгрузки. Система позволяет вести непрерывный контроль за выполнением оперативных планов движения поездов и наблюдение за работой станций, разработку и осуществление мер для продвижения поездов.
На уровне МПС руководство возложено на единую диспетчерскую смену, размещённую в автоматизир. диспетчерском пентре ^правления (АДЦУ), в составе гл. диспетчера МПС, гл. локомотивного диспетчера, гл. диспетчера-вагонораспо-рядителя и ревизоров-диспетчеров. Зал АДЦУ оснащён мнемонич. схемой сети ж. д. и информац. табло. Автоматизир. рабочие места оборудованы дисплеями и средствами связи. Диспетчерский аппарат МПС освобождён от сбора информации о поездной работе. Информация о проследовании поездов, наличии локомотивов и поездных бригад на выделенных (наиболее важных) станциях поступает в реальном масштабе времени через междорожные стыковые пункты.
В управлениях дорог диспетчерскую работу осуществляет оперативно-распорядит. отдел службы перевозок через дорожных диспетчеров, возглавляемых старшим дорожным диспетчером, диспетчерский круг к-рого определяется в зависимости от размеров и сложности работы. На этом уровне выполняются заплани-ров. размеры движения и передачи вагонов по всем внеш. и внутр. стыковым пунктам дороги; регулируется работа локомотивного парка; обеспечивается развоз местных вагонов и поступление порожних вагонов под погрузку; контролируется работа важнейших узлов и стыковых пунктов. Осн. документами для контроля выполнения графика движения и поездной работы являются сокращ. график движения и поездное положение.
Для совершенствования работы применяются АСУ, создаются АДЦУ на ж. д., что способствует концентрированию руководства в едином структурном подраз-делении. Организация дорожных АДЦУ выполняется в три стадии: создание информационно-справочной системы с выдачей данных в реальном масштабе времени на техн. средства коллективного отображения информации (мнемосхемы, информац. табло и индивидуальные дисплеи); внедрение информационно-прогнозной системы, позволяющей предвидеть поездную работу на предстоящий период; ввод в действие информационно-управляющей системы, к-рая на основе прогноза способна разрабатывать предложения по принятию решений в режиме диалога диспетчера с ЭВМ,
Работу поездного диспетчера на сети ж. д. регламентируют Правила технической эксплуатации и Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах (1991). Поездной диспетчер единолично руководит движением поездов на участке и отвечает за выполнение графика движения. Приказы диспетчера подлежат безоговорочному выполнению работниками, непосредственно связанными с движением поездов на участке. В обязанности поездного диспетчера входят: эффективное использование техн. средств, вагонного парка, локомотивов, участков и станций; контроль работы станций, выполнения графика движения и плана формирования поездов; своеврем. передача указаний по движению поездов дежурным по станциям и машинистам; наблюдение за приёмом и отправлением поездов на станциях и пропуском их по участку; обеспечение безопасности движения. Поездной диспетчер ведёт график исполненного движения и отмечает все отклонения от норм, работы на участке и их причины. На участках с интенсивным движением поездов необходимые для поездного диспетчера записи может вести оператор. Поездной диспетчер отдаёт приказы, регистрируемые в журнале диспетчерских распоряжений: об открытии и закрытии перегонов или отд. пу-тей перегонов; переходе с двухпутного движения на однопутное и обратно; переходе с одних средств сигнализации и связи при движении поездов на другие; отправлении поездов по неправильному пути (не специализированному для данного направления) или с разграничением времени (на перегонах, не оборудованных путевой блокировкой, либо при длит, повреждении путей); приёме поездов и отправлении их с путей, не предусмотренных для этого; назначении дополнит, поездов и порядке их следования.
При Д. р. э. р. для выполнения графика движения необходимо соблюдение следующих условий: недопущение на участках числа поездов большего, чем максимально предусмотрено графиком; взаимодействие диспетчерского и дежурного аппаратов отделений и станций с машинистами локомотивов и работниками др. служб; согласование подвода поездов поездными диспетчерами с работниками техн. и грузовых станций, а также соседних отделений и дорог при передаче их по стыковым пунктам; своеврем. обеспечение готовых к отправлению составов локомотивами. Для создания оптим.условий, в к-рых реализуются макс, размеры движения поездов, осуществляются приёмы оперативного диспетчерского регулирования, направл. на повышение перерабатывающей способности техн. станций, улучшение использования пропускной и провозной способности участков. Выбор регулировочных приёмов зависит от прогнозируемого или уже существующего режима поездной работы.
Оперативной работой всей сортировочной станции руководит станц. диспетчер, а каждой сортировочной системой — маневровый диспетчер. Станц. диспетчер организует взаимодействие сортировочных систем, приём и отправление поездов. Маневровый диспетчер отвечает за расформирование и формирование поездов (составляет план очерёдности расформирования и формирования, руководит работой парков станции, сортировочной горки и процессом составообразования в своей сортировочной системе). Диспетчерское руководство получило распространение и на грузовых станциях, в грузовых районах.