Главная / словарь терминов / ДРЕНАЖНАЯ ЗАЩИТА

ДРЕНАЖНАЯ ЗАЩИТА

ДРЕНАЖНАЯ ЗАЩИТА, электро-дренажная защита, — электрическая защита металлич. подземных сооружений на железных дорогах (кабельных линий, трубопроводов, фундаментов опор контактной сети и др.) от коррозии, вызываемой блуждающими токами; основана на изменении распределения потенциалов на рельсах и защищаемом объекте. Д. з. осуществляется прямым металлич. соединением сооружения с помощью проводника (электродренажа) с рельсами у обратного фидера или с отрицат. шиной тяговой подстанции. Этот проводник практически шунтирует параллельный путь тока с сооружения к обратному фндеру через землю, в результате чего токи с сооружения возвращаются в обратный фидер не через землю, а по электродренажу. Возврат блуждающих токов по электродренажу исключает электрокоррозионные разрушения сооружения в бывшей анодной зоне. При Д. з. токи из окружающей сооружение земли, обладающей более высоким, чем вооружение, потенциалом, затекают на него. Этот эффект, наз. катодной поляризацией, обеспечивает защиту и от почвенной коррозии. Д. з. применяется только на ж. д., электрифицированных на пост. токе. Различают следующие виды электродреиажа: прямой, noляризованный, реверсивный и усиленный. Прямой электродренаж обладает двусторонней проводимостью, в его цепи имеются регулировочный резистор и: элемент защиты от перегрузок. Поляризованный электродренаж применяется на участках, где осуществляется рекуперативное торможение ЭПС, а также при существенной разнице напряжений работающих параллельно на тяговую сеть подстанций, т. е. в случаях, когда анодная зона значительно смещается даже при принятой на отечеств, ж. д. положительной полярности контактной сети. В цепь дополнительно вводится поляризов. элемент — вентиль, позволяющий проводить ток только в направлении от сооружения к рельсам, т. е. электродренаж работает только в случаях, когда он находится в анодной зоне. Реверсивный электродренаж изменяет полярность дренажной цепи в зависимости от требуемого диапазона защитного потенциала на сооружении. Усиленный электродренаж, как правило— поляризов. электродренаж, до-полненный источником пост, тока, представляет разновидность дренажно-катодной защиты. Он применяется при наличии мощной сети сооружений н развитой рельсовой сети электрифицир. транспорта, когда поляризов. электродренаж не может обеспечить надёжной защиты сооружения. В цепь усиленного электродренажа вводится однофазный выпрямитель, собранный по мостовой схеме и получающий питание от независимого источника питания перем. тока. Введение в контур электродренажа эдс от выпрямителя снижает потенциал сооружения и повышает его коррозионную защищённость. Дренажный ток можно регулировать вручную и автоматически. Электродренажное устр-во подключают при двухниточных рельсовых цепях автоблокировки к ср. выводам путевых или дополнит, дроссель-трансформаторов, при однониточных (или безрельсовых цепях) — к тяговому рельсу.