Новинки, коропка ру стендовый моделизм.
Главная / словарь терминов / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОДЕЛИЗМ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОДЕЛИЗМ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОДЕЛИЗМ — разработка чертежей конструкций и изготовление в определённом масштабе уменьшенных моделей подвижного состава, путевых машин, зданий и искусственных сооружений, макетов участков ж. д. с окружающим рельефом, а также создание систем автоматич. управления движением поездов на этих макетах. Существуют два вида Ж. м.: крупномасштабный (в основном 1 : 10) при изготовлении музейных и выставочных моделей профессионалами-макетчиками н мелкомасштабный (1 : 87, 1 : 120, 1 : 160 и т. д.) любительский, к-рый может быть индивидуальным и коллективным. Моделисты-любители объединены в клубы (наиболее крупные в нашей стране — в Москве и Санкт-Петербурге), в к-рых кроме собственно моделизма проводится поиск и восстановление старой ж.-д. техники для музеев. Лаборатории и кружки Ж. м. работают на станциях юных техников, детских ж. д., в ж.-д. школах.
Международная европ. орг-ция «Европейский союз моделистов железных дорог» — МОРОП (Modelleisenbahnver-band — Europa, MOROP) объединяет любителей-моделистов ряда стран (к нач. 80-х гг. — 17 стран-членов). МОРОП занимается вопросами пропаганды Ж. м., организацией выставок н конкурсов, содействует увеличению выпуска ж.-д. моделей пром-стью. В 1958 были изданы осн. «Нормы на модели европейских железных дорог» — НЕМ (Normen Euro-paischer Modelleisenbahnen, NEM), разработанные техн. комиссией МОРОП. Действующая 21 норма (1992) является осн. стандартом для моделистов-любителей и пр-тий, изготовляющих модели ж. д. Игрушечные ж. д. считаются ж.-д. моделями тогда, когда они соответствуют требованиям НЕМ. Осн. масштабы для Ж. м. по норме НЕМ 010 даны в таблице. Действующие нормы определяют геометрич. размеры пути и подвижного состава; из них 13 обязательных и 8 рекомендуемых. Наиболее распространённые масштабы — АНЮ, НО и N. В нашей стране принят также масштаб 1 : 30, к-рый своего обозначения не имеет.
Вопросы Ж. м. освещаются в журнале «Электрическая и тепловозная тяга», а также в ряде зарубежных периодич. изданий, в независимом журнале «Железнодорожный моделист» («Модельай-зенбанер»), издающемся в Германии с 1952, и др.