Главная / словарь терминов / ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА — 1) казённая железная дорога, входившая в состав Транссибирской магистрали, строившаяся в 1895—1905. Управление дороги в Чите. Осн. линии: Иннокенгьевская — Иркутск (движение открыто в 1899); Иркутск — Байкал, Мысовая — Сретенск, Китайский разъезд — Сретенск (1900); Китайский разъезд — Маньчжурия (1901); Танхой — Мысовая (1903); Байкал — Танхой (1905). Протяжённость (1913) — 1701 верста (одноколейный путь). Проходила по терр. Забайкалья и Иркутской губ. Предварит, изыскания проводились в 1887—88 под руководством инж. О. П. Вяземского. Подробные изыскания в 1893—94 под руководством инж. Г. В. Адрианова показали необходимость изменения осн. направления дороги на участке между Читой и Верхнеудинском. В 1895—96 велись изыскания и начато стр-во. После наводнения 1897 в долинах рек Селенги, Хилка, Ингоды и Шилки, в результате к-рого дорога получила повреждения на протяжении более 360 км, было снесено 15 мостов, земляное полотно перенесено вверх на 100 км, трасса поднята на скалистые косогоры, восстановлены искусств. сооружения на Ингоде и Шилке. Стр-во 3. ж. д. способствовало расширению пром-сти в регионе, развитию внешнеторговых связей, увеличению потока переселенцев из центра России на восток. Сквозное движение открыто в 1909. В подвижном составе 3. ж. д. 636 паровозов, 13 535 товарных и 688 пасс. вагонов. Параллельно с прокладкой ж.-д. путей на дороге строились мастерские в Чите (впервые в России в зоне вечной мерзлоты), Иркутске, Слюдянке, Верхнеудинске, на ст. Хилок, Оловянная, Маньчжурия; на осн. станциях оборудовано 20 депо; организовано таможенное агентство (на ст. Иркутск, Танхой, Сретенск), действовала ж.-д. паромная переправа между ст. Байкал и Мысовая, где перевозки осуществляли паром-ледокол «Байкал» и пароход-ледокол «Ангара». На ст. Мозгон в 1907 построено первое в мире здание на вечномёрзлом грунте. Метод установки домов на кам. столбах в зоне вечной мерзлоты был использован затем за рубежом (Канада, Гренландия, Аляска). На 3. ж. д. действовали ж.-д. училища, курсы для подготовки ж.-д. рабочих. 3. ж. д. находилась в ведении МПС. В мае 1918 национализирована и передана НКПС. Участки 3. ж. д. по состоянию на начало 1991 входят в состав Восточно-Сибирской железной дороги и Забайкальской железной дороги, образованной в 1959.
2) Дорога, пролегающая по территории Читинской и Амурской областей. Управление дороги в Чите. На западе гра-ничит с Вост.-Сибирской ж. д. (ст. Петровский Завод), на востоке — с Дальне-восточной ж. д. (ст. Архара), а также с ж. д. Китая (от ст. Карымская через ст. Забайкальск по однопутному пути) и с ж. д. Монголии (через ст. Соловьёвск). Через ст. Бамовская дорога имеет сообщение с Байкало-Амурской ж. д. Эксплуатац. длина дороги (1990) — 3436 км, в т. ч. 2074 км электрифицировано. На дороге 5 отделений: Читинское, Могочинское, Сковородинское, Свободненское, Борзинское. Осн. узловые станции: Петровский Завод, Чита, Карымская, Шилка, Чернышевск, Зилово, Могоча, Ерофей Павлович, Уруша, Сковородино, Магдагачи, Шимановская, Белогорск, Завитая. Техн. обслуживание подвижного состава осуществляется в 13 осн. локомотивных и 13 вагонных депо; 90% путей оборудовано автоблокировкой и включено в систему централизации стрелок и сигналов.
Сооружение ж. д. в Забайкалье началось в 1895 (под руководством инж. А. Н. Пушечникова). Участок трассы от ст. Мысовая на оз. Байкал до пристани Сретенск на р. Шилке проходил по берегу озера Байкал, в обход отрогов хребта Хамар-Дабан, пересекал многочисл. реки (Хилок, Ингода, Шилка, Белый Урюм, Чёрный Урюм и др.), Яблоновый и Становой хребты, поэтому на дороге много прижимов, скальных выемок, кривых малого радиуса, подъёмов и спусков. “Часть трассы проложена в зоне вечной мерзлоты. Резко континентальный климат, низкие темп-ры зимой (до —55 °С), короткое, но знойное лето с резкими (более 20 °С) перепадами дневных и ночных темп-р значительно усложняют обслуживание подвижного состава, содержание пути, искусств. сооружений и их обустройств.
В 30-е гг. на линиях, вошедших в 3. ж. д., осуществлялось стр-во вторых путей, внедрение полуавтоматич. блокировки, реконструкция существующих депо и стр-во новых. В 1953 начался перевод дороги на тепловозную тягу; на участке Петровский Завод — Тарская введена автоматич. блокировка; в 1967 завершён ввод в эксплуатацию по всей дороге (кроме участка Карымская — Забайкальск) автоблокировки, электрич. централизации стрелок и сигналов, магистральной связи, поездной и маневровой радиосвязи и громкоговорящих установок. В 50—60-е гг. завершено усиление верхнего строения пути. В 1971—73 осуществлён перевод на электрич. тягу участка Петровский Завод — Карымская протяжённостью 515 км. В 1980—83 освоены мощные тепловозы 2ТЭ10Л и 2ТЭ10В, увеличен вес грузовых поездов до 3800 т. В 1987 электрифицировано всё транссибирское направлеине, кроме участка Зилово — Могоча. На дороге освоены прогрессивные технологии, напр. безотцепочный ремонт, получивший распространение на всей сети ж. д., новый технол. процесс работы локомотивных бригад.
3. ж. д. обслуживает р-ны угледобычи (Черновские копи, пос. Букачача, Арбагарское и Харанорское месторождения), пр-тия лесной, лёгкой, пищевой пром-сти, машиностроения, цветной металлургии, а также с.-х. р-ны. Крупные пункты отправления: ст. Райчихинск, Забайкальск, Чита, Поярково. Грузооборот дороги составлял (1990) 4% от общесетевого. Ежегодно по 3. ж. д. перевозилось св. 30 млн. ф разл. грузов, в т. ч. лес, уголь, минеральное сырьё; во ввозе и транзите преобладают нефтепродукты, уголь, лесоматериалы, машины, оборудование, зерно, товары лёгкой пром-сти. В составе перевозок местное сообщение занимает ок. 30%, ввоз 15%, вывоз 20%, транзит ок. 40%. Объём пасс. перевозок — 1,5% от общесетевого, причём более половины приходилось на пассажирооборот, связанный с сообщением Д. Востока с остальными с-нами страны. В 1989 участковая скорость на дороге составила 42,2 км/ч. Повышению производительности локомотивов и вагонов способствуют увеличение ср. веса состава и повышение статич. нагрузки на вагон. Дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени (1975).