Главная / словарь терминов / ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА — пролегает по территории ряда областей Казахстана (Западно-Казахстанской, Актюбинской, Атерауской, Кзыл-Ординской, Мангистауской, Южно-Казахстанской) и частично по территории Оренбургской области России. Управление дороги в Актюбинске. В состав дороги входили (1991) отделения: Кзыл-Ординское, Актюбинское, Уральское и Гурьевское. Дорога организована в 1977 в результате разукрупнения быв. Казахской ж. д., образованной в 1958 на базе Туркестано-Сибирской и Карагандинской и отд. участков бывшей Ташкентской, Оренбургской и Южно-Уральской ж. д. Дорога граничит с ж. д.: Приволжской (ст. Озинки, Аксарайская), Южно-Уральской (Разъезд Канисай, ст. Никельтау), Алма-Атинской (ст. Туркестан), Среднеазиатской (ст. Бейнеу). Эксплуатац. длина дороги (1991) — 3817 км, в т. ч. 1200 вторых путей; в систему электрич. централизации включено 4200 стрелок. Эксплуатируются грузовые и пасс. тепловозы серии ТЭ10. Осн. станции: Кандагач, Макат, Илецк (узловые), Кзыл-Орда, Актюбинск, Уральск, Казалинск, Казахстан, Атерау (Гурьев), Мангышлак, Кульсары, Эмба, Никельтау (участковые и грузовые).
На территории Казахстана первая ж.-д. линия — узкоколейная дорога до Уральска, построенная от Покровской Слободы (ныне г. Энгельс) в Заволжье, явившаяся продолжением линии Москва — Рязань — Саратов (Рязано-Уральской ж. д.). Дорога связала Южный Урал с Волгой и центральными р-нами России. Ж.-д. линия проходила по территории Уральской обл. (120 км), имела 6 станций: Шипово, Деркул, Перемётная, Ростошский, Уральск и Семиглавый Map. На этом участке эксплуатировались маломощные паровозы иностр. фирм, тянувшие составы до 250 т. В 1901 началось стр-во ж. д. Оренбург — Ташкент; в 1905 на линии заложена ст. Кандагач, одна из крупнейших станций дороги. К 1907 участок Уральск — Соль-Илецк был продлён от Уральска до ст. Ангаты,
от Соль-Илецка до ст. Чингирлау; началось стр-во моста через р. Урал. В 1905 открылось первое на дороге Казалинское локомотивное депо. В 30-е гг. дорога оснащалась новыми техн. средствами, усиливался путь, получили развитие сортировочные станции, создана ремонтная база подвижного состава.
Стр-во новых путей не прекращалось в этом районе и в годы Великой Отечеств, войны: вошли в строй линии Кандагач — Гурьев и Никельтау — Кандагач. В воен. годы дорога связывала среднеазиатский и казахстанский тылы с фронтами и центральными р-нами, обеспечивая оборонные заводы необходимым стратегич. сырьём и продовольствием. Принимались меры по усилению материально-техн. базы дороги для увеличения её пропускной способности. Сооружение линий Гурьев — Кандагач и Кандагач — Орск позволило кратчайшим путём с перевалкой через Каспийское море доставлять грузы с Урала и из Сибири на Кавказ и наладить обратное движение поездов. Важную роль в увеличении пропускной способности магистрали сыграло стр-во новых раздельных пунктов. Патриотич. отношение к нуждам фронта проявилось в создании обществ, бригад по погрузке и выгрузке срочных грузов, особенно в дни генер. наступления под Сталинградом. В 1943 участникам битвы на Волге было доставлено 44 вагона с необходимыми грузами, подарками. На дороге был поддержан почин депо Уральск о создании из своих сбережений фонда на стр-во боевого самолёта «Уральский паровозник».
В послевоен. годы осн. капитальные вложения поступали на оснащение путевого х-ва новыми техн. средствами, на усиление ж.-д. пути, оборудование устр-вами автоматики и блокировки. В 60—70-е гг. открыто движение на линиях Макат — Мангышлак, Мангышлак — Узень, Гурьев — Астрахань. В работе дороги значит, доля приходится на грузовые перевозки, погрузочные операции, поэтому большое внимание уделяется механизации и автоматизации трудоёмких процессов, внедрению автоматизир. систем. На сортировочной ст. Кандагач в 1983 внедрена автоматизир. система управления на базе ЭВМ ЕС-1010, что обеспечило автоматизацию составления сортировочных листков на подлежащие расформированию составы и подготовку натурных листов на отправляемые составы; выдачу накопительных ведомостей номерного учёта наличия и расположения вагонов на сортировочных путях. В 1987 сдан в эксплуатацию комплекс автоматизир. системы оперативного управления перевозочным процессом. Для обмена информацией в реальном масштабе времени осуществлена межмашинная связь со всеми соседними ж. д., а также с Главным вычислит, центром МПС и с осн. станциям и дороги.
Среди важнейших мероприятий по увеличению пропускной способности дороги занимает развитие сортировочных, участковых и грузовых станций. В ходе капитального ремонта дополнит, развитие получили сортировочные ст. Кандагач, Макат, Илецк и участковые и грузовые ст. Эмба, Казалинск, Челкар, Актюбинск, Никельтау, Саксаульская, Шубарку-дук, Бейнеу, Сагиз, Атерау, Ганюшкино, Кульсары, Мангышлак. Осуществлено стр-во кабельных и радиорелейных линий связи; построены дома связи на ст. Актюбинск, Челкар, Саксаульская, Никельтау. В результате совершенствования организации ремонта пути и внедрения прогрессивных технол. процессов эффективно используются путевые машины и механизмы. Построены и введены в эксплуатацию производств, базы путевых машинных станций на ст. Эмба, Казалинск, Пойма, Альджан. Дополнит, мощности получило локомотивное х-во. Построены пункты техн. обслуживания в депо Казалинск, Саксаульская, Кандагач, Макат, Мангышлак, Бейнеу, цеха по произ-ву текущего ремонта локомотивов в депо Саксаульская, Шубаркудук. Увеличены мощности х-ва контейнерных перевозок и коммерч. работы. Построены крытые механизированные склады грузовых районов на ст. Актюбинск, Гурьев, Жилаево, введены в эксплуатацию контейнерные площадки по переработке среднетоннажных и крупнотоннажных контейнеров на ст. Тюратам, Актюбинск.