Главная / словарь терминов / ИЗНОС РЕЛЬСОВ

ИЗНОС РЕЛЬСОВ

ИЗНОС РЕЛЬСОВ — результат истирания головок рельсов, возникающего при взаимодействии их с колёсами подвижного состава. Осн. факторами, определяющими И. р., являются: окружные усилия, передаваемые колёсами, и проскальзывание колёс по рельсам; нормальные (вер-тикальные) давления колёс на рельсы и суммарный вес грузов (тоннаж), пропущенных по рельсам; план и профиль пути, вес и скорость движения поездов; конструкции пути, подвижного состава и их состояния; профиль контактирующих пов-стей рельсов и колёс; коничность бандажей колёс и подуклонка рельсов; качество металла рельсов и колёс; состояние и шероховатость контактирующих пов-стей; значение и форма предшествующих И. р. и износа колёс; расположение изношенного места на рельсе.
Допускаемый вертик. износ hB рельсов устанавливается из условий обеспечения их прочности и безопасности движения поездов. Нормативами регламентируются также износы: боковой Аб и приведённый (А. + 0,5Аб).
На отечеств, ж. д. предельно допускаемые И. р. всех видов установлены дифференцированно для разл. типов рельсов с учётом назначения и категории путей, грузонапряжённости линий и скорости движения. Для линий со скоростным движением поездов (121—160 км/ч), кроме того, регламентированы глубина местного износа головок рельсов в виде выбоин и волнообразных неровностей, а также провисание концов рельсов и пр. Рельсы с износом более предельно допускаемого являются дефектными и заменяются в плановом порядке. Значения допускаемого равномерного И. р. зависят от типа рельсов и категорий путей. Напр.,
приведённый(боковой) износ головки рельсов на главных путях со скоростями движения пасс. поездов 141—160 км/ч для рельсов Р75 и Р65 составляет 8(6) мм, при скоростях 121—140 км/ч соответственно для Р75 и Р65 — 9(7) мм, для Р50 — 7(6) мм. Вертик. износ головки рельса при стыковке двухголовными накладками (независимо от категории путей) составляет 13 мм (для Р75 и Р65) и 10 мм
(для Р50).