Главная / словарь терминов / КОДОВАЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

КОДОВАЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

КОДОВАЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — предназначена для управления станциями и постами электрической централизации ж.-д. узла с помощью дискретных электрич. сигналов телеуправления (ТУ) и телесигнализации (ТС). Для телеуправления объектами на станции в пункте управления (ПУ) предусматриваются клавиатура и манипулятор для ввода команд диспетчера, аппаратура преобразования команд в дискретные сообщения и передающая аппаратура канала ТУ, превращающая сообщения в электрич. сигналы определ, формы (код). На контролируемом пункте (КП) предусматриваются приёмная аппаратура сигналов ТУ, средства преобразования сигналов в дискретные сообщения (команды) и аппаратура сопряжения для передачи принятых команд в устр-ва электрич. централизации (ЭЦ). На КП предусматриваются аппаратура сопряжения для ввода данных о состоянии контролируемых объектов, средства преобразования этой информации в дискретные электрич. сигналы и аппаратура передачи этих сигналов по каналу ТС. На ПУ сигналы ТС принимаются, преобразовываются и выдаются для отображения на световом табло.
Внедрение телемеханич. систем (временного, схемного, полярного кодов) на ж.-д. станциях началось в 50-е гг. Каждая система имела особенности построения сигналов ТУ и ТС, для к-рых использовались импульсы пост. тока. Сигналы ТУ и ТС передавались по независимым двух- или трёхпроводным линейным цепям. Передача сигналов ТС осуществлялась только при изменении состояния контролируемых объектов. Длительность передачи сигналов ТУ и ТС составляла 1,5—2 с.
В 60-е гг. стала применяться система станц. кодовой централизации (СКЦ). Особенностями её являются: радиальная структура связи по четырёхпроводной цепи; дуплексная работа каналов ТУ и ТС; построение сигналов из двухполярных импульсов пост, тока, индуцированных в линейной цепи; индуктивная связь приёмной аппаратуры каналов ТУ и ТС с линейными цепями; использование полупроводниковых элементов в узлах приёма, передачи и преобразования сигналов; резервирование комплексов приёмной и передающей аппаратуры; сокращение длительности передачи сигналов ТУ н ТС до 0,016 с.
Для управления станциями метрополитена также применяется СКЦ, в к-рой предусмотрена возможность передачи особо ответственных команд, выполняемых без проверки в устр-вах ЭЦ и гарантирующих безопасность движения (напр., прн искусственном размыкании маршрута без выдержки времени, включении пригласительных сигналов без замыкания стрелок). Передача такой команды осуществляется на ПУ по следующей автоматически выполняемой программе: кодирование сигнала ТУ для выбора объекта-адресата; приём сигнала ТС, подтверждающего выбор объекта, и проверка правильности выбора; передача второго сигнала ТУ, разрешающего исполнение команды прн наличии разрешающего сигнала в цепи.
К. ц. развивается в направлениях повышения надёжности работы устр-в и достоверности передачи сигналов ТУ и ТС с целью доведения всех команд и сообщений до уровня особо ответственной команды; обеспечения безопасности поездных и маневровых передвижений, безотказной работы устр-в. Эти задачи решаются с помощью средств, созданных на основе микропроцессорной техники.