Главная / словарь терминов / КОЛЁСОТОКАРНЫЙ СТАНОК

КОЛЁСОТОКАРНЫЙ СТАНОК

КОЛЁСОТОКАРНЫЙ СТАНОК — специализированный металлорежущий станок для обтачивания фасонных поверхностей катания, а также гребней и внутр. торцевых поверхностей бандажей или цельнокатаных колёс у сформированных колёсных пар подвижного состава. Обтачивание производится при изготовлении новых колёсных пар или при восстановлении пов-стей катания колёсных пар, бывших в эксплуатации, чтобы ликвидировать «прокат» в результате изнашивания. Различают К. с. для обработки локомотивных (тепловозных, электровозных и др.) и вагонных колёсных пар, с выкаткой колёсной пары из-под тележки в процессе обработки и без выкатки. Для обработки применяют профилеоб-разующие чашечные или радиусные призматич. резцы с криволинейной подачей (от копировальных устр-в) и широкие фасонные резцы с поперечной подачей прн чистовом обтачивании. Наиболее эффективны К. с. со спец. копировальными устр-вами Краматорского з-да тяжёлого станкостроения, з-дов «Рафамет» (Польша), Хегеншайдт (ФРГ) и др.
К. с. имеют устр-во для подъёма обрабатываемых колёсных пар, механич., гидравлич. или гидропластовую Систему для их закрепления, симметричный двусторонний привод для вращения изделия, два или четыре суппорта для установки и перемещения режущих инстр-тов. На двухсуппортных К. с. преим. обтачивают новые колёсные пары (без разделения на обдирочную и чистовую обработку). У четырёхсуппортных К. с. два суппорта предназначены для обдирочной обработки проходными резцами и два — для чистовой обработки профилеобразующими резцами. Для обдирочной (черновой) обработки на каждый суппорт устанавливается по два проходных резца (для пов-сти катания и для гребня). Прн обработке новых колёсных пар дополнительно используют на каждом суппорте подрезные резцы для обтачивания внутр. торцевых пов-стей. Верхние салазки задних суппортов могут перемещаться относительно нижних салазок под углом, соответствующим наклону пов-сти катания бандажа (колеса). Обработка осуществляется с автоматич. продольной или поперечной рабочей подачей. Для ускоренного перемещения суппорты имеют приводы от отд. электродвигателей. В суппортах для чистовой обработки в державках закрепляется по два чашечных (нли радиусных призматических) резца (для пов-сти катания и для гребня). Рычаги, на концах к-рых устанавливаются державки с резцами, получают сложное движение (криволинейную подачу) от механич. или гидравлич. копировальных устр-в, что обеспечивает требуемый профиль бандажа (колеса), включая гребень. Эти суппорты также снабжены спец. электродвигателями для ускор. перемещения.
Существуют К. с. упрощённой конструкции для обточки бандажей (колёс) тепловозов, электровозов и моторных вагонов без выкатки колёсной пары из-под тележки. Для этого колёсная пара разгружается от веса локомотива (секции), приподнимается над рельсами (для ликвидации сцепления), её привод в процессе обработки осуществляется от тягового электродвигателя через тяговый редуктор.