КОНКА

КОНКА — конно-железная городская рельсовая дорога. В кон. 19 — нач. 20 вв. К. была одним из осн. видов обществ, транспорта в крупных городах. В России К. появилась впервые в 1854 в окрестностях С.-Петербурга. Предложение о проведении линии К. в Москве обсуждалось на заседании Городской думы в 1863, но построена первая линия к открытию Политехн. выставки в 1872. Дорога соединила площадь Смоленского (Александровского, Брестского, ныне Белорусского) вокзала у Тверской заставы с Красной площадью у Историч. музея.
В 1875 создано Первое общество конно-железных дорог в Москве, в 1885 — бельгийское «Главное общество конно-железных дорог», к-рые проложили линии по Бульварному кольцу, Садовому кольцу и от центра города к окраинам (на Воробьёвы горы, в Дорогомилово, Бутырки и др.). К 1900 сеть конно-железных дорог в Москве составила 90 км; на линиях курсировал 241 вагон. В год перевозилось до 25 млн. пассажиров (в 1894—96). Были построены коночные парки для содержания лошадей и техн. обслуживания и хранения вагонов.
Вагоны К. строились открытого и закрытого типов, часто двухэтажными с верх, открытой частью, наз. империалом. Такие вагоны тянула по рельсовому пути с помощью каната пара лошадей. На крутых подъёмах припрягали ещё 1—2 пары лошадей, к-рыми управляли форейторы (чаще всего мальчики-подростки), выпрягавшие дополнит, лошадей на ровном месте дороги.
В нач. 20 в. К. появилась во многих городах России (Одесса, Киев, Казань и др.), была распространена и за рубежом. Однако в кон. 80-х гг. 19 в. стала вытесняться более удобным рельсовым транспортом — трамваем; в небольших городках оставалась ещё в нач. 20 в. В Москве К. была выкуплена Городской думой у частных компаний частично в 1901 и окончательно в 1911, постепенно заменена трамваем. В кои. 80-х гг. 20 в. во многих городах (Киев, Тбилиси и др.) были восстановлены нек-рые маршруты конно-железных дорог, к-рые являются экологически абсолютно чистыми и особенно уместны в историч. заповедных частях городов, где сохраняются архитектурные памятники старины.