Главная / словарь терминов / КОНТАКТНЫЙ ПРОВОД

КОНТАКТНЫЙ ПРОВОД

КОНТАКТНЫЙ ПРОВОД — основной или единственный провод контактной подвески, осуществляющий непосредственный контакт с токоприёмниками ЭПС в процессе токосъёма. Различают одинарный К. п. и двойной, составленный из двух проводов (правого и левого), входящих в одну контактную подвеску. Двойной К. п. используют обычно для улучшения качества токосъёма при силе тока, снимаемого токоприёмниками, св. 1000 А. Впервые К. п. был применён в 1881 в Германии Э. В. Сименсом (Е. W. Siemens). Этот К. п. представлял собой медную трубку с прорезью, внутри к-рой перемещался контактный элемент, связанный гибким проводом с электрич. повозкой. Позднее стали применять К. п. с профилем сечения в виде восьмёрки. В нач. 20 в. профиль сечения К. п. приобрёл форму, близкую к современной: сплошное сечение с двумя боковыми продольными пазами в верх, части (головке), служащими для закрепления на К. п. арматуры контактной сети. В России и Болгарии размеры головки К. п. одинаковы для разл. площадей сечения; в др. странах размеры головки зависят от площади сечеиия. Для повышения ветроустойчивости контактной сети используют овальный широкий К. п., имеющий хорошие аэродииамич. х-ки. В нашей стране К. п. маркируют буквами и цифрами, обозначающими материал, профиль и пл. сечения в мм2, напр. МФ-150 — медный фасонный, пл. сечения 150 мм2. Пл. сечеиия К. п., применяемого на отечеств, ж. д.,— 85, 100, реже — 150 мм2, за рубежом — от 65 до 194 мм2. К. п. обычно изготовляют из злектролитич. меди. На первых электрич. ж. д. в 20-х гг. (Великобритания, США) применяли К. п. из бронзы, к-рый допускал более высокое натяжение, чем медный. Это свойство было важно для улучшения качества токосъёма при некомпенсир. цепных контактных подвесках, к-рые монтировались тогда в этих странах. Износостойкость (см. Износ контактного провода) бронзового медно-кадмиевого К. п. в 2—-2,5 раза выше, чем медного. Однако бронзовые К. п. дороже медных, а их электрич. сопротивление выше. Целесообразность применения бронзового К. п. определяется техн.-экон. расчётом. В ряде стран (ФРГ, Австрия, Япония и др.) наряду с чисто медным К. п. выпускают низколегир. медный К. п. с присадками серебра, олова, к-рые повышают термо- и износостойкость провода. Биметаллич. стале-медный К. п., к-рый выпускали
в 40-х гг. в Германии, в 50-х гг. в СССР, в 90-х гг. в Японии, используется для приёмо-отправочных путей станций. В нашей стране комбинир. сталеалюминиевый К. п. (контактная часть — стальная) применяют в огранич. размерах
для гор. электротранспорта. Долговечность К. п. зависит в осн. от свойств контактных вставок токоприёмников и размеров движения ЭПС. К. п. паз. иногда «троллей», «троллейный провод» (нерекомендуемые термины).