Главная / словарь терминов / ЛОКОМОТИВНАЯ ТЕЛЕЖКА

ЛОКОМОТИВНАЯ ТЕЛЕЖКА

ЛОКОМОТИВНАЯ ТЕЛЕЖКА — служит для обеспечения движения локомотива по рельсовому пути, восприятия горизонтальных и боковых продольных нагрузок от массы локомотива и передачи их на путь. Л. т. строят несочленёнными и сочленёнными. В первом случае автосцепка расположена на раме кузова, во втором — на раме тележки. Осн. узлы Л. т.: рама, колёсные пары с буксами и буксовое подвешивание. На Л. т. устанавливают тяговые электродвигатели с тяговыми передачами и тормозное оборудование (тормозные цилиндры, тормозные рычажные передачи, колодки и др.), гасители колебаний, опоры кузова.
От Л. т. во многом зависят динамич. показатели локомотива, т. к. при движении по рельсовой колее колёса Л. т. проходят по разл. неровностям пути. Масса Л. т., связанная с катящимся колесом через пружины или листовые рессоры, в силу инертности не повторяет траекторию колеса в системе тележка — кузов, в результате чего возникают гармонич. колебания с собств. частотой. Поэтому массы тележки и кузова в горизонтальной плоскости разделяют, т. е. между ними исключают жёсткую поперечную связь. Для этого на локомотивах применяют возвращающие устр-ва, восстанавливающие в соосное с тележками положение кузова после его возможных отклонений, а также демпфирующие элементы для гашения горизонтальных колебаний локомотива. Л. т. строят 3-осными и 2-осными, получившими наибольшее распространение, т. к. они лучше проходят криволинейные участки рельсового пути. Рамы Л. т. изготовляют с внеш. и внутр. расположением колёс. Рамы с внеш. расположением колёс имеют большую массу и более сложную конструкцию рамных креплений, чем рамы с внутр. расположением колёс; их применяют гл. обр. при индивидуальном приводе, когда тяговый электродвигатель расположен в непосредственной близости от колёсной пары. Такие рамы имеют между боковинами большее расстояние, чем внутренние, а следовательно, можно применять тяговые электродвигатели большей мощности. Локомотив с внеш. рамами имеет большую поперечную устойчивость, т. к. при этом увеличивается расстояние между шейками колёсных пар. Внутр. рамы применяют обычно при групповом приводе.