Главная / словарь терминов / ЛЬВОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ЛЬВОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ЛЬВОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА — пролегает в юго-западной части Украины по территории Львовской, Волынской, Ровенской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Черновицкой и Закарпатской областей. Управление во Львове. В состав дороги входят отделения: Львовское, Ровенское, Ивано-Франковское, Ужго-родское. Эксплуатац. длина дороги (1991) — 4521 км. Дорога граничит с рядом ж. д.: Белорусской (ст. Заболотье, Горынь), Юго-Западной (ст. Олевск, Здолбунов, Лановцы, Подволочиск, Гусятин) и Молдавской (ст. Мамалыга), а также с ж. д. Румынии, Венгрии, Словакии и Польши. Осн. узловые станции: Львов, Клепаров, Стрый, Дрогобыч, Самбор, Тернополь, Ровно, Ковель, Здолбунов, Сарны, Ивано-Франковск, Черновцы, Ужгород, Чоп, Батево.
Дорога объединяет отдельные адм. районы в единый хоз. комплекс; участвует в осуществлении экон. связей между зап. областями Украины, богатыми разнообразными видами сырья, и пром. районами вост. областей Украины и России, а также в экспортно-импортных перевозках, к-рые составляют значит, часть грузооборота. Перевозки осуществляются тепловозной и электровозной тягой; электрифицировано 1123 км путей. Вторые пути и двухпутные вставки проложены на 736,3 км; на главных ходах дороги св. 1635 км оборудовано автоблокировкой и диспетчерской централизацией; св. 6000 стрелок включены в систему электрич. централизации. Ок. 70% объёма грузовой работы выполнялось (1991) на подъездных путях пром. пр-тий, длина к-рых превышает 2000 км. В общем грузообороте дороги ок. 40% составляли транзитные перевозки (экспортно-импортные грузы). Ежесуточно вывозилось св. 90 тыс. ф (ок. 2100 вагонов), ввозилось до 17 тыс. г (до 700 вагонов). В экспорте преобладают перевозки угля, руды, нефтяных и лесных грузов, в импорте — машины, оборудование, товары широкого потребления, скоропортящиеся и др. грузы. Наряду с грузовыми перевозками дорога обслуживала пассажиров в транзитном сообщении с Болгарией, Польшей, Австрией, Венгрией, Румынией и др. странами. Ок. 20% перевозок приходилось на местное сообщение.
Л. ж. д. вошла в состав сети ж. д. СССР в 1943—45, когда на территории Зап. Украины функционировала сеть ж.-д. линий, частично построенных во 2-й пол. 19 в. Оси. узлом направлений, образующих дорогу, является ст. Львов, через к-рую проходят важнейшие пути на Варшаву (Львов — Ковель — Дорохуск), на Краков (Львов — Пшемышль), в Словакию (Стрый — Мукачево — Чоп), Венгрию (Самбор — Ужгород) и в Румынию через пограничные ст. Дьяково, Берлебаш, Вадул-Сирет.
В годы Великой Отечеств, войны Л. ж. д. одной из первых подверглась нападению Германии и разрушению. За годы войны на дороге разрушено до 25% главных и св. 30% станционных путей, до 60% жилых домов и путейских зданий, 57% вокзалов, 90% пунктов водоснабжения, 6 электростанций, 30 паровозных депо, взорвано 75% мостов и все тоннели. Ущерб, причинённый дороге, составил 1247 млн. руб. Восстановление разрушенного велось по мере освобождения территории; в 1944 на дороге было налажено движение, началась доставка грузов армии. В послевоеи. годы стр-во, развитие путевого х-ва и техн. перевооружение дороги способствовали внедрению прогрессивной технологии и передовых методов труда. На Л. ж. д. родилось немало ценных начинаний, получивших распространение на ж.-д. сети: организация движения поездов без главных кондукторов; диспетчерское руководство билетными кассами на вокзалах; координирование работы ж. д. с автомобильным транспортом; стр-во повышенных путей и эстакад для выгрузки сыпучих грузов из полувагонов; почасовое планирование погрузки и отправление маршрутов с сыпучими грузами дальних назначений без переработки в пути следования; организация маршрутных перевозок строит, грузов в попутном следовании порожних полувагонов; метод скоростной сортировки и комплексно-уплотнённый метод ремонта вагонов; организация комплексных технол. бригад и др. Движение поездов без кондукторов, введённое на отд. участках дороги в 1962 и на всех грузонапряжённых участках в 1966, распространённое на всей ж.-д. сети, позволило высвободить св. 50 тыс. работников и перевести их на др. участки. В 1973 машинист локомотивного депо ст. Здолбунов Н. А. Мельник выступил с инициативой вождения грузовых поездов без помощника (в одно лицо). В 1975 на дороге предложено комплексное управление качеством работ, к-рое впоследствии легло в основу системы эффективного использования вагонов, внедрённой на 200 станциях и более чем на 1000 пр-тий, связанных с ж.-д. транспортом. С нач. 80-х гг. на дороге внедряется форма организации и стимулирования труда, к-рая способствует ускорению переработки грузов и продвижению вагонопотоков. Дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени (1973).