Безконтактный датчик вби.
Главная / словарь терминов / МОСКОВСКО-КИЕВО-ВОРОНЕЖСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

МОСКОВСКО-КИЕВО-ВОРОНЕЖСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

МОСКОВСКО-КИЕВО-ВОРОНЕЖСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА — частная ж. д., построенная в 1893—1912.
Проходила по территории Московской, Калужской, Орловской, Курской, Воро-нежской, Черниговской, Полтавской, Харьковской, Киевской губ. Связывала Центр России, Донецкий угольный бассейн с юго-западными р-нами страны. Играла сушеств. роль в экспорте хлеба через Одессу. Осн. линии: Навля — Конотоп и Терешенская — Пироговка (движение открыто в 1893); Киев — Воронеж (1890—94), Ичня — Золотоноша (1897), Москва — Брянск — Львов (1899), Киев — Дарница — Полтава (1901); Круты — Ичня, Бахмач — Одесса (1912). Протяжённость (1913) — 2529 вёрст (в т. ч. 438 — двухколейный путь). В подвижном составе 630 паровозов, 17 358 товарных и 547 пасс, вагонов. На дороге были построены станции, депо, вокзалы, в т. ч. Брянский вокзал в Москве (иыне Киевский), возведённый в 1913—17 (арх. И. И. Рерберг при участии В. К. Олтар-жевского; автор проекта перекрытия дебаркадера В. Г. Шухов). Обслуживание и ремонт подвижного состава осуществля-лись в ж.-д. мастерских (в Коиотопе, Москве, Брянске, Курске, Киеве, Воронеже). Построены также элеваторы, склады, пакгаузы (на ст. Льгов, Воронеж, Бахмач). На дороге работали 9 техн. училищ, библиотеки, больнипы. Чистый доход дороги — в пределах 10% от основного капитала (224 мли. в 1913).
В 1914—17 построены линии Новобелицы — Чернигов, Чернигов — Дарница, Новобелицы — Прилуки, к-рые сыграли важную роль в ходе 1-й мировой войны; проложены вторые пути на линиях Москва. — Малоярославец — Брянск — Навля. Дорога иринадлежала акц. Об-ву М.-К.-В. ж. д. (устав утверждён в 1866); до 1891 наз. Оо-вом Курско-Киевской ж. д.; правление в Москве; управление дороги в Курске. В янв. 1918 дорога национализирована, передана НКПС. По состоянию иа нач. 1991 входила в состав Московской, Юго-Восточной, Юго-Западной, Львовской и Одесской ж. д. (см. соответствующие статьи).