Главная / словарь терминов / ОБУСТРОЙСТВА ПУТИ

ОБУСТРОЙСТВА ПУТИ

ОБУСТРОЙСТВА ПУТИ — комплекс инженерных сооружений и отдельных конструкций, обеспечивающих безопасный пропуск поездов со скоростями и весовыми нормами, .установленными графиками движения. О. п. применяют на переездах, в местах пересечения ж. д. трубопроводами, воздушными линиями связи и электропередачи, подвесными канатными дорогами и др. К О. п. относятся путевые заграждения, рельсосмазыватели, путевые и сигнальные знаки, элементы рельсовых цепей.
Переезды устраиваются, как правило, за пределами станций и путей маневрового движения, на прямых участках дорог, пересекающихся автомобильными дорогами под прямым углом (допускается и острый угол между осями дорог, но не менее 60°). Ширина проезжей части переездов должна быть равна ширине проезжей части автомоб. дороги, но не менее 6 м по нормали к оси переезда. Ширина вновь сооружаемого переезда должна быть не менее 7,5 м. Переезды делятся на охраняемые и неохраняемые в зависимости от интенсивности и скорости движения поездов, интенсивности движения по автомоб. дороге, оборудования устр-вами автоматики, а также условий видимости. Охраняемые переезды в отличие от неохраняемых должны быть оборудованы автоматич. или механизир. шлагбаумами, а также запасными горизонтально-поворотными шлагбаумами ручного действия.
В местах прокладки трубопроводов (подземных газо-, нефте-, водопроводов), как правило, сооружаемых в насыпях и нулевых местах ж. д., устраивают надземные переходы. В теле земляного полотна под трубопровод прорывают отверстие методом горизонтального бурения, проколом или продавливанием гидродомкратами, вибромашинами, щитовой или тоннельно-штольневой проходкой. В отд. случаях применяют открытый траншейный способ прокладки трубопровода после установки разгрузочного пакета рельсов. Надземный переход трубопровода осуществляется под прямым или близким к нему углом к оси пути на отд. опорах или на спец. мостах, эстакадах. Опоры надземных трубопроводов могут быть свайными, сборными из ж.-б. колец, рамными из ж.-б. элементов, каменными, а также в виде земляных отсыпок.
Надземные пересечения ж. д. воздушными линиями связи и электропередачи устраиваются, как правило, под прямым углом к оси пути или под другим углом, но не менее 45°. Пересечение электрифицир. ж. д. на перем. токе с воздушными линиями связи устраивается с помощью кабеля. Угол пересечения воздушных линий электропередачи с ж. д. не нормируется (рекомендуется угол, близкий к 90°), однако пересечение с электрифицир. линиями и линиями, подлежащими электрификации, должно быть выполнено под углом не менее 40°. Установка опор с оттяжками в поперечном к пути направлении не допускается.
На пересечении ж. д. с подвесной канатной дорогой сооружаются предохранит, сетки для защиты ж.-д. пути и проходящих поездов от возможного падения грузов из вагонеток канатной дороги и от падения самих вагонеток. Сетки изготовляют из проволоки с ячейками таких размеров, чтобы они не пропускали падающие грузы, перевозимые по канатной дороге.
К устр-вам путевого заграждения относятся: путевые упоры, поворотные брусья), башмакосбрасыватели (напр., типа полукрестовин) с переводными механизмами для сбрасывания башмаков с рельсовых путей подгорочных парков. Для продления сроков службы рельсов, особенно в криволинейных участках пути, применяются рельсосмазыватели, к-рые обеспечивают смазку боковой рабочей грани головки рельсов и снижают степень интенсивности бокового износа рельсов. На сети отечеств, ж. д. устанавливают стационарные рельсосмазыватели на пути в начале кривой, и гребнесмазыватели — на локомотивах или моторвагонном подвижном составе.