Главная / словарь терминов / РЕКУПЕРАТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ

РЕКУПЕРАТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ

РЕКУПЕРАТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ — вид электрического торможения, в к-ром тормозное усилие возникает вследствие работы тяговых электродвигателей в генераторном режиме; тяговые двигатели через зубчатую передачу стремятся задержать вращение колёсных пар, чем достигается эффект торможения. В режиме Р. т. обмотки возбуждения тяговых двигателей реверсируются и получают питание от независимого регулируемого источника. Поскольку для рекуперации необходимо, чтобы напряжение на выводах работающих в режиме генератора тяговых двигателей превышало напряжение в контактной сети, диапазон скоростей ЭПС, в к-ром возможно Р. т., ограничен. При высоких скоростях ЭПС вырабатываемое напряжение может не только существенно превысить напряжение - тяговой сети, но и превзойти напряжение, допустимое по условиям эксплуатации самого двигателя. На малых скоростях ЭПС тормозное усилие становится малым, поэтому Р. т. обычно используется совместно с др. видами электрич. торможения (реверсивным торможением, рекуператывно-реостатным торможением) с обязат. установкой пневматич. или др. тормозных устр-в. Для расширения диапазона скоростей, при к-рых возможно Р. т., на ЭПС пост, тока используют последоват., последовательно-параллельное и параллельное включения обмоток якорей тяговых двигателей, а на ЭПС перем. тока изменяют коэф. трансформации тягового трансформатора путём зонно-фазового регулирования (см. Импульсно-фазовое регулирование).
Тормозные х-ки ЭПС пост, тока при Р. т. имеют неск. групп кривых соответственно числу соединений тяговых двигателей, у ЭПС перем. тока тормозные х-ки занимают всю допустимую область скоростей и обладают большой «жёсткостью». Это облегчает поддержание на уклонах пост, скорости, наиболее близкой к предельно допустимой для данного профиля по условиям эксплуатации, что трудно осуществимо при использовании др. видов торможения.
Р. т. было применено впервые з 1932 на первом отечеств. электровозе пост, тока Сс-11, в дальнейшем Р. т. использовалось на всех отечеств. электровозах пост. тока. На электровозах перем. тока Р. т. применяется реже (на ВЛ60Р, ВЛ80Р, ВЛ85). Однако предусматривается выпуск электровозов перем. тока с обязат. использованием Р. т. На трамваях, нек-рых электропоездах, в т. ч. на метрополитене, также применяется Р. т.
За рубежом Р. т. осуществляется на нек-рых электровозах, выпущенных малыми партиями,—ЕД78, ЕД96 (Япония), ВВ15000 (Франция), Е120 (ФРГ), что обусловлено удорожанием ЭПС (на 5— 7%), усложнением систем электроснаб-жения и рядом др. причин.